Виртуальную действительность издавна не стали употреблять только для развлечений. Александр Ходик, основной спец Студии виртуальной действительности и медиаконтента Корпоративного института Сбербанка, ведает о трендах VR в обучении.
«Воссоздать всякую ситуацию»: как компании употребляют VR для обучения служащих
Александр Ходик
Главные тренды в отрасли VR: как и для чего употреблять
Новейшие VR-возможности интенсивно вводят в систему образования, создавая эффективную среду обучения. Главные тренды в сфере VR-обучения — диалоговые тренажеры и симуляции для индустрии.
Диалоговые тренажеры — это тренинг в VR-шлеме, с помощью которого улучшается навык коммуникации. К примеру, в Леруа Мерлен употребляют VR-шлем для обучения менеджеров по продажам умению хорошо вести разговор, встречать клиентов, давать услуги. То же практикуют в ресторанах «Своя компания» при обучении официантов. Это гласит о том, что технологии VR используют не только лишь большие компании (Леруа Мерлен, РЖД, Volkswagen, Biocad, X5 Retail Group).
Средний бизнес тоже делает шаги в этом направлении. Организации стараются развить коммуникативные способности служащих, имитируя ситуации сложных переговоров с необходимыми клиентами.
Со стороны это смотрится так: человек посиживает либо стоит в VR-шлеме и говорит сам с собой. Удивительно, но отлично!
В симуляциях для индустрии обычно тренируют hard skills. Виртуальные тренажеры для персонала разрешают воссоздать всякую ситуацию на предприятии, в том числе отработать последовательность действий в случае чрезвычайной ситуации, освоить новое оборудование, пройти курс увеличения квалификации.
К примеру, сотрудники в VR-шлеме тренятся тушить пожар, отрабатывая главные способности. Либо обучаются главным операциям по ремонту и обслуживанию электропривода стрелки, как в РЖД.
VR-технологии vs обычные инструменты
Представим ситуацию: нам нужно научить новейшего сотрудника верно включать и выключать производственную машинку. Возьмем два варианта решения задачки:
Новичок надевает VR-шлем, перед его очами возникает техника, на которой он тренится делать все деяния, которые позже понадобятся ему на практике (включает, выключает, чинит, надавливает на рычаги, переключатели).
Снутри VR-тренажеров постоянно есть текстовые подсказки, которые помогают сотруднику принять правильное решение. Если вдруг новичок выполнит деяния ошибочно, шлем покажет ему вероятные последствия — при всем этом в действительности никто не пострадает.
Новенького учит опытнейший сотрудник. Для этого придется приостановить технику на время тренинга. Во время производства это создать очень трудно, так как машинки работают 24/7. Быстрее всего, новичок получит печатную аннотацию с картинами либо поглядит обучающее видео в присутствии коллеги со стажем.
Как думаете, какой формат запомнится лучше?
Информация из виртуальной действительности усваивается еще поглубже, чем с картонного носителя либо видеоинструкции, поэтому что подается в интерактивном формате.
Может быть, что скоро скучноватые инструктажи по технике сохранности в стиле «прочитай три листа и поставь подпись» поменяют на интерактивные симуляции, прохождение которых сходу будут засчитывать работнику в LMS (Learning Management System). Тогда в 1-ый рабочий денек сотрудник уже не изумится при виде VR-шлема для обучения.
Для использования таковых тренажеров необходимы VR-шлемы и приложения, разработанные для обучения служащих. Нужен базисный устный инструктаж по использованию самих шлемов с джойстиками для тех, кто никогда ранее ими не воспользовался. Сама {инструкция} к приложению обычно размещается снутри VR.
Опыт Корпоративного института Сбербанка: успехи и беды
Для программки обучения «Презентации: общественные выступления» был разработан VR-тренажер. Он готовит и адаптирует служащих банка к выступлению перед настоящей публикой. С января 2019 по март 2020 года на тренажере обучились около 660 человек.
Как это работает
Когда сотрудник надевает VR-шлем, он оказывается в конференц-зале перед бессчетной виртуальной публикой. Его задачка — выступить перед аудиторией и заинтриговать ее.
Приложение употребляет микрофон для записи голоса и технологию определения речи. Потом сотруднику на электрическую почту приходит отчет с советами по улучшению выступления и аудиозапись.
Посреди вероятных предложений — устранение слов-паразитов, сокращение длинноватых пауз, усиление взаимодействия с аудиторией (к примеру, если при обучении сотрудник не глядел в зал).
С сиим VR-тренажером был связан и плохой опыт. Для проведения обучения мы собрали людей в малеханькой аудитории и выдали 14 VR-шлемов. Надев их, сотрудники начали сразу выступать перед виртуальной публикой. В итоге VR-шлемы перехватывали голоса примыкающих выступающих и выдавали отчеты с ошибками. Опосля этого варианта шлемы сотрудникам выдают на вечер для самостоятельных занятий в гостиничных номерах института.
Еще одна наша разработка — 360-видео для тренировки эмпатии, которые употребляют в программках обучения «Дизайн-мышление» и «Мастерская управляющего». Надевая VR-шлем, любой человек ощущает себя основным героем, так как лицезреет действия от первого лица.
Тренажер моделирует ситуации, рассчитанные на сопереживание — сотрудник осознает, какие трудности испытывает человек, который не может ходить, плохо лицезреет либо слышит. С января 2019 по март 2020 года эти видео поглядели около 3 тыс. человек.
Все приложения расположены на пасмурной платформе, которая имеет базисные элементы LMS. С ее помощью делают задания для служащих, которые учатся на VR-тренажерах.
Как получить максимум, используя VR для обучения
Нужно употреблять VR-технологии, проектируя ситуации, с которыми ваши сотрудники сталкиваются либо рискуют столкнуться в настоящей жизни на работе.
К примеру, при разработке видеоролика для развития эмпатии, которое именуется «Старый человек», участник программки примеряет на себя роль клиента «в возрасте». Он лицезреет мир его очами, чувствует препядствия со зрением и слухом. Это помогает лучше осознать индивидуальности и потребности людей, с которыми ему нужно раз в день работать.
Лишь VR-контента недостаточно — необходимо его использовать как дополнение к главный обучающей программке. Рекомендуется учить теорию до и опосля использования VR: за ранее изучить материал, потом его объяснить и попрактиковать при помощи VR, а опосля закрепить информацию, опять возвратившись к теории.
Безупречный вариант — встраивать VR-технологии в уже имеющиеся курсы и программки. Стоит раздельно отметить, что не всюду применение VR целенаправлено.
Есть различные виды VR-оборудования, потому принципиально подобрать таковой вариант, который соответствует вашим задачкам. Основное, чтоб оно было удобным как в техническом, так и в прямом смысле!
Принципиально держать в голове, что оборудование нуждается в неизменном обслуживании, при этом не только лишь с технической стороны — опосля всякого использования аппаратуру следует дезинфицировать (к примеру, протирать, используя антисептические средства). Рекомендуются для обслуживания техники нанять отдельного сотрудника.
Крайний принципиальный момент — это количество времени для VR-обучения. Так как люди еще не привыкли к технологии (и к долгому нахождению в шлеме), я бы рекомендовал употреблять VR не наиболее 15 минут попорядку.
Источник: