Стартап как диплом: как студенты защищают свои проекты заместо выпускных работ

«Стартап как диплом» — относительно новейший формат защиты в русский университетах. Заместо научной работы либо магистерской диссертации выпускники могут представить собственный стартап. В первый раз таковая защита прошла в ДВФУ в 2017 году — тогда один студент представил проект по продаже мед разработки. Позже этот опыт провели РЭУ им. Плеханова, МФТИ, ТПУ, ИТМО и РАНХиГС. 

Расскажу, почему это хорошая возможность для выпускников и как такие защиты проходят в РАНХиГС.

Стартап как диплом: как студенты защищают свои проекты заместо выпускных работ

Тимофей Головин

Университет сам по для себя — безупречное пространство для сотворения стартапа. Много пассионарных и умных людей пару лет находятся в неизменном содействии: это и сами студенты, и юные учёные, и педагоги. Таковая среда дозволяет экспериментировать с мыслями и познаниями, а доступ к умственным ресурсам и исследованиям новейших технологий должен в теории порождать новейшие стартапы. К примеру, Microsoft, Facebook, Airbnb и почти все остальные большие компании зародились конкретно в университетах. В Рф из узнаваемых можно вспомянуть  ABBYY, сделанный студентом МФТИ Давидом Яном, и Timepad, сделанный студентами ВШЭ. 

Не считая того, по данным исследования платформы «Профилум», юным спецам будет в три раза труднее отыскать работу опосля кризиса, а уровень безработицы посреди их в Рф составит 14,8%. Тем, кто сможет отыскать работу, придется снизить свои зарплатные ожидания на 20-30%. Выходом могло бы стать создание собственного бизнеса. 

Стартап как диплом: подробности

Основное отличие стартапа как диплома в том, что студенты во время учёбы, одни либо в команде, делают настоящий бизнес, а в конце защищают его характеристики перед представителями инноваторской экосистемы, в том числе возможными инвесторами. Таковой формат неплох еще тем, что  дозволяет ввязывать студентов совсем различных направлений: в одной команде могут оказаться менеджеры, программеры, биологи. 

Правительство в целом тоже поддерживает эту инициативу инициативу, так Минобрнауки объявил, что будет внедрять формат «Стартап как диплом» в 40 русских университетах к 2021 году. 

Как мы запустили новейший формат защиты дипломов в РАНХиГС

На данный момент любой университет обязан сам мыслить, как ввести таковой формат, какие внутренние документы необходимо принять, в какие внести конфигурации и что в их учитывать. При этом на данный момент не существует не только лишь инструкций, но даже каких-то понятных советов. Некие регламенты и положения могут различаться даже снутри 1-го института (к примеру, на различных факультетах), тем наиболее — меж университетами. 

1-ые пробы запустить такую инициативу были в 2017 году у Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС. Планомерная работа началась в 2018, а «Положение о ВКР в формате стартапа»  возникло лишь в 2019 году. 

Для разработки положения  мы употребляли опыт российско-французского акселератора Winno Moscow по работе со стартапами и заключили соглашение о сотрудничестве с ГБУ «Малый бизнес Москвы». Тогда же состоялся 1-ый пробный выпуск. Защищать свои бизнес-проекты вышли 14 студентов бакалавриата и магистратуры из Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА), Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) и Факультета экономических и соц наук (ФЭСН) Академии. Посреди студенческих работ были стартапы по управлению цепями поставок и методик по сбору инфы от клиентов, программка по оценке потенциала служащих, также организации мастерской аниматроники и остальные проекты.  При всем этом все проекты устроители собирали вручную и фактически уговаривали студентов поучаствовать в этом опыте. 

В 2020 году защищать стартапы собрались уже несколько институтов РАНХиГС: мы организовали отбор проектов и проверили их на соответствие осознанию стартапа. К примеру, для магистрантов были неотклонимыми требования по наличию работающего ООО либо ИП. Экзаменационная комиссия была расширена — в неё вошли представители МТС Гараж, Дальневосточного Форума Больших Технологий, Столичного Посевного Фонда и остальные. К защите допустили 7 магистрантов и 11 бакалавров из ИБДА, ИОМ и остальных институтов. 

Вот какие стартапы защищали студенты: 

    Интерактивные курсы верховой езды онлайн, 

    Stud Offers — платформа подбора скидок для студентов, 

    Инноваторские теплицы для ягод, 

    AR-приложение для реализации недвижимости и остальные. 

Как защитить стартап как диплом

Нам принципиально было очень приблизить процесс к настоящим условиям, в которые попадают стартапы. Студенты должны были предоставить к защите работающий макет, финансовую и бизнес-модель проекта, результаты проведения глубинных интервью с юзерами. Так как для удачного развития бизнеса нужна команда, проекты одиночек не допускались к защите. Еще было весьма принципиально, чтоб это был конкретно стартап, так что недозволено было выносить на защиту обыденную парикмахерскую либо кафе, и в нем обязана была быть инновационность. Жюри смотрели не только лишь на то, как выступает команда и что она сделала, но также на то, есть ли у проектов потенциал развития.

Аспекты оценки стартапа как диплома

Для бакалавров аспекты были таковыми: 

    команды проекта — не наименее 2 человек;
    технологическая/соц/инноваторская составляющая проекта;
    концептуальное решение по бизнес-модели стартапа/модели монетизации;
    возможный инвестор.

Для профессионалов и магистрантов —

    записанно ИП либо юридическое лицо, относящиеся группы субъектов малого предпринимательства;
    управляющий компании должен быть трудоустроен на предприятии по основному месту работы;
    команда — не наименее 2 человек;
    макет продукта;
    технологическая/соц/инноваторская составляющая проекта;
    концептуальное решение по бизнес-модели стартапа/модели монетизации;
    денежный план / план монетизации;
    подтвержденная деятельность в качестве СМП (отчетная финансовая
    документация / веб-сайт компании / договоры с заказчиками / договоры о
    намерениях и тп.);

Также проект должен подступать по одному либо нескольким пт:

    выручка — не наименее 100 000 рублей за месяц;
    вербование инвестиций — не наименее 500 000 руб;
    вхождение проекта в один из акселераторов в качестве резидента;
    получение гранта/субсидии — не наименее 500 000 руб.

Какие задачи есть у новейшего формата

К 2021 году планируем масштабировать не только лишь на остальные университеты снутри РАНХиГС, да и на филиалы в остальных городках. Но есть ряд заморочек, с которыми предстоит столкнуться, и которые быстрее всего будут и у остальных вузов.

1-ая — это поддержка институтов, факультетов, кафедр: для большинства это доборная работа, не завязанная на их KPI. Она просит перегрузки и на административный персонал, и на педагогов, на поиск новейших научных управляющих. При всем этом выгоды от того, что студенты будут созодать стартапы для той же кафедры разноплановы, потому вся эта доборная работа вызывает отторжение. 
2-ая неувязка — это формальные соответствия нормативным документам и федеральным муниципальным образовательным эталонам (ФГОС). Дело в том, что если кто-то изучает, например, экономику, то там есть твердые требования к выпускной работе на уровне направления/факультета, и студенту просто не дадут выйти на защиту, если его работа сиим требованиям не соответствует. К примеру, если там не поставлена теоретическая рамка и не употребляются научные статьи. Если не поправить нормативную базу, то студенту, может быть, придётся защищаться дважды — со стартапом и с «формальной работой». 
3-я неувязка — это популяризация программки «Стартап как диплом» снутри университета как посреди студентов, так и посреди педагогов. К огорчению, не настолько не мало студентов совершенно знают о том, что такое стартапы и предпринимательство, с чего же начать и какие есть перспективы. Согласно исследованию АНО “Наша родина — страна способностей” лишь 20% студентов задумываются о своем бизнесе, а работать в госсекторе желает 25% студентов, 25% желают уйти в корпорацию.  Если убрать тех, кто выбирает предпринимательство, поэтому что делом на данный момент занимаются предки, то процент будет еще меньше. 
И, в конце концов, крайняя неувязка — это нужная теоретическая и инструментальная база. К примеру, на магистратурах Института бизнеса и делового администрирования «Деньги и технологии» и DigitalPro предмет «технологическое предпринимательство» вшит в программки и идёт два года, не считая того, в DigitalPro  акселерация является частью программки магистратуры. Студенты получают весь инструментарий, нужный для сотворения стартапа прямо на программках, знакомятся с существующими стартапами, корпорациями и возможными инвесторами. Там, где таковых курсов нет, студентам приходится или самим по частицам собирать информацию из разрозненных курсов, или учить всё на стороне. Условно, это решается пуском сквозного курса, онлайн факультатива либо системой майнеров. Но все эти курсы требуют педагогов практиков, с опытом сотворения собственного стартапа, а таковых педагогов отыскать и привлечь не попросту. И если в Москве это ещё может быть, то в регионах намного труднее.

Подводя результат — масштабирование формата защиты выпускных работ в форме стартапа, естественно, может быть. Пилот программки большая часть вузов может запустить без помощи других, собрав вручную для роли отдельных студентов. Но, если задачка будет масштабировать это на весь ВУЗ, включая факультеты, то будет нужно системная, непростая, скоординированная и планомерная работа замотивированных участников снутри ВУЗа, и вовлечения наружных участников инноваторской экосистемы, без которых университету будет неоткуда взять компетенции, связанные с предпринимательством и стартапами. И, естественно же, без официальной поддержки со стороны управления университета масштабирование нереально. 

Источник: rb.ru

Рекомендованные статьи