Олимпиадные тренеры: как помогать иным, когда все призы завоеваны

Олимпиадное движение школьников — совершенно как олимпийское у спортсменов. Участники занимаются с тренерами, ездят на сборы, получают медали и валютные призы за роль, а опосля выпуска из школы завершают «карьеру»‎ и идут готовить последующее поколение олимпиадников. Тренерская работа для почти всех из их станет первой. Но в тренеры идут не только лишь из денежных суждений. Это возможность остаться частью олимпийского движения, передать свои познания и опыт и даже путешествовать. 

Мы в TalentTech уже подготовили несколько поколений олимпиадников, которых тренируют наилучшие преподаватели с приличным стажем и профессиональные студенты, которые сами побеждали в олимпиадах. Я расскажу, как устроена тренерская работа, почему тренер и репетитор — не одно и то же и как самому стать тренером.

Олимпиадные тренеры: как помогать иным, когда все призы завоеваны

Алексей Половинкин

Школьная олимпиада: этапы

Олимпиада кажется делом избранных и таковым сложным, что не все согласны принять роль даже в школьном шаге. Олимпиадные задания вправду труднее, чем рядовая контрольная, но это буквально хороший шанс испытать свои силы.

За школьным идет наиболее непростой шаг — городской. К нему обычно помогает готовиться школьный учитель: дает доп задания, рекомендует литературу для исследования. На региональном и всероссийскомом шагах на кону не только лишь личные амбиции, да и честь школы, городка либо целого региона. Тут уже подключаются тренеры, которые преднамеренно готовят школьников к удачному выступлению.  

Кто такие тренеры и чем они различаются от репетиторов

Задания олимпиад не похожи на задачки со звездочкой из учебника. Сложность не только лишь в необходимости знать предмет весьма глубоко, а в том, чтоб мыслить неординарно. 

Различаются и темы. То, что в школе проходится мимоходом для ознакомления, в олимпиадных заданиях встречаются везде. К примеру, задания на перевод древнерусского текста — здесь познаниями грамматики не обойдешься. Потому школьники, настроенные на победу, отыскивают не репетитора, а тренера по олимпиадной биологии/физике/астрономии и т.п. 

Тренер — почаще всего студент, который совершенно не так давно сам побеждал в олимпиадах либо становился призером. Посреди тренеров встречаются и школьники старших классов, которые еще соревнуются в олимпиадах и уже готовят участников помладше. Это нужная практика, ведь чтоб разъяснить материал другому, для тебя необходимо его структурировать. В итоге ты прокачиваешь собственные познания.

Для чего становиться олимпиадным тренером

Если вы принимаете роль в олимпиадах, то уже успели ощутить себя частью этого движения. Оно особое: это группа не конкурентов, а единомышленников, общество, где для большинства и правда важнее роль, а не победа. В тренеры нередко идут конкретно для того, чтоб продолжать быть частью олимпиадной «тусовки» и делиться познаниями со последующим поколением школьников. 

Евгений Бойцов, владелец золотой медали интернациональной олимпиады по астрономии и астрофизике

«Довольно трудно выходить из олимпиадного движения. Мы все говорим на одном языке и желаем продолжать «вариться» в этом. Потому, окончив свои соревнования, олимпиадники идут готовить последующих участников. Мы ощущаем потенциал этого движения, оно выделяется на фоне вузовских олимпиад. Плюс это вопросец престижа школы, региона, государств».

С сиим согласен Никита Змановский, двукратный призёр Всероссийской олимпиады по русскому языку. Благодаря работе со школьниками прошлый олимпиадник продолжает оставаться в обойме движения и передает познания далее. 

Тренеры совершенно огромные энтузиасты, готовые работать и во внеурочное время. Нередки случаи, когда ученики пишут наставнику в три часа утра с вопросцем, который не дает им уснуть. И получить ответ от тренера могут довольно стремительно. 

Естественно, есть и финансовая мотивация. 

Никита Змановский, двукратный призёр Всероссийской олимпиады по русскому языку

«Студенты стараются отыскать работу на период учебы, и в эталоне она обязана быть близка к предмету, который они изучают. Кто-то занимается репетиторством, к примеру, готовит школьников в ЕГЭ. Те, кто участвовал в олимпиадах, желают заниматься кое-чем посложнее, потому идут в олимпиадные тренеры».

Есть и не самые тривиальные плюсы — путешествия. Никита Алкин, тренер по олимпиадной биологии, побывал уже в 40 регионах страны. Он проводит семинары по всей Рф для школьников и учителей. 

Где находить работу

У тренеров есть три пути: 

    готовить к олимпиаде персонально в формате репетиторства;

    готовить в группах в кружках либо на курсах;

    кооперировать 1-ые два варианта.

Если у вас еще нет педагогического опыта, отыскать учеников на личные занятия будет труднее, поэтому что вас некоторому посоветовать. Но если все таки решите тренировать персонально, непременно зарегайтесь как самозанятый. 

Легче начинать с работы в кружке либо на курсах. Вести занятия можно очно либо онлайн. Тренеры в TalentTech как раз работают на онлайн-платформе и ведут занятия для школьников из различных регионов Рф. Благодаря этому олимпиадники могут получать познания у наилучших педагогов вне зависимости от того, где они живут. 

Отбор тренеров в TalentTech серьезный. Это постоянно ребята, которые:

    обосновали свое познание предмета победой либо призерством на одной либо наиболее олимпиадах;

    имеют опыт очного преподавания;

    обожают деток и готовы по многу раз разъяснять то, что для их ясно, как денек;

    пришли заниматься с олимпиадниками, поэтому что просто не могут этого не созодать. 

Функция преподавания онлайн в особенности подойдет тем студентам, которые обучаются в маленьких городках, где нет специализированных курсов для школьников и преподавать очно не получится. 

Занятия проходят в группах. Чтоб присоединиться к тренерской команде, можно обратиться к одному из старших тренеров, к примеру, к тому, который когда-то готовил вас к олимпиаде. Иной вариант — отыскать контакты кружка либо курсов олимпиадной подготовки и связаться с ними впрямую. У всякого учреждения свои правила приема. Будьте готовы, что именовать свои регалии будет недостаточно. Вас могут попросить прислать материалы о для себя в формате презентации либо пригласить провести пробное занятие.  

Некие учреждения проводят входные испытания для школьников, поэтому что даже посреди фаворитов отдельных шагов олимпиады весьма различный уровень подготовки. По его результатам их поделят на группы. Тренеру-новичку могут достаться наименее приготовленные группы. Теми, кто набрал балл выше, займутся наиболее бывалые студенты. Может быть, вы начнете собственный путь с позиции ассистента тренера. Когда наставник усвоит, что вы справляетесь, вы можете без помощи других вести занятия. 

Путь от ассистента тренера на региональном шаге до тренера государственной сборной быть может различным. Всё зависит от вашего уровня подготовки, педагогического опыта и фурроров ваших подопечных. Крайнее станет мерилом вашего фуррора. У школьников различные цели, потому не стоит мыслить, что от вас сходу начнут добиваться в качестве результата победу в олимпиаде. Почти все малыши мотивированы не на победу, а на получение новейших познаний. Им вправду принципиально разобраться в предмете.  

А что с авторитетом?

У кого-либо может появиться вопросец: как тяжело учить ребят, которые совершенно мало тебя младше? 

Никита Алкин, фаворит Всероссийской олимпиады школьников по биологии, золотой призёр Интернациональной био олимпиады

«Маленькая разница в возрасте — даже плюс: тренер легче находит общий язык с детками и может разъяснить им тему на понятных примерах, даже на мемах. Не считая того, малыши, которые приходят заниматься, обычно весьма мотивированы. Им не принципиально, сколько лет педагогу, если он компетентен».

Тем не наименее Никита Змановский, тренер по олимпиадному русскому языку, советует все таки держать дистанцию с учениками. На его упражнениях все обращаются друг к другу по имени, но на «вы». Очередной совет — для поддержания рабочего настроя не вступайте в дружественные дела с учениками до того времени, пока занятия не закончились. 

На крайних шагах олимпиады итог зависит уже больше от самого школьника, чем от тренера. До конца доходят весьма мощные участники и уровень познаний меж тренером и школьником сокращается, даже если гласить о тренерах со стажем.

Но, собственный тренерский путь опосля окончания института продолжают немногие: опосля окончания института большая часть окончит готовить школьников к олимпиадам. Остаются в главном те, для кого преподавание сделалось главный работой. Остальные продолжают развиваться мастерски в избранной области. Так что тренерский состав повсевременно изменяется и на пространство опытнейших тренеров приходят те, кто лишь что одержал свою крупную победу и готов поделиться секретом как. 

Как стать безупречным тренером: 5 нужных свойств

    Терпение и любовь к детям. Это совсем нужно, ведь для вас придется по пару раз разъяснять вещи, которые кажутся для вас явными. 

    Способность отыскать подход к любому. Все школьники весьма различные. Слова, которые мотивируют 1-го, выбивают из колеи другого.

    Открытость и готовность посодействовать. Вспомяните про сообщения в три утра!

    Умение разъяснить один материал 10 различными методами: с аналогиями, примерами.

    Высочайший уровень предметных познаний и неизменное саморазвитие. К примеру, в биологии чуток ли не каждую недельку совершаются открытия, а означает, информация повсевременно устаревает.

Источник: rb.ru

Рекомендованные статьи