Калининград и калининградцы. Вопросцы самоосознания

Колумнист ФАН Альгис Микульскис решил разобраться в особенностях склада ума обитателей Калининграда, погрузившись в историю этого городка.

Отправляясь в поездку на последний запад Рф, я совсем верно осознавал, с кем и с чем мне придется иметь дело. Калининград — город для меня полностью не чужой, просто до сего времени тема склада ума его обитателей тревожила меня на уровне: «Ну да, особенно». Наиболее пристально почитав, что пишут в калининградских сетевых обществах, я снова сообразил, что люд на этих российских берегах Балтики живет особый. Фактически, как и само пространство, называемое калининградцами своим домом. Причина этого — богатая история полуострова, называвшегося поначалу Самбийским, а сейчас — Калининградским. Начиналось-то все еще в V веке нашей эпохи, когда низкие бугры и песочные косы были заселены племенами пруссов — народа, схожего латышам и литовцам. Жили они здесь без малого 800 лет, а позже пришли германские рыцари из Тевтонского ордена и ничем неплохим для пруссов это не кончилось.

Историк и краевед Миша Палей ведает о том, что творили тут захватчики в белоснежных плащах с темными крестами и приметно беспокоится:

«Что они принесли с собой? Пруссам они принесли лишь горе. Прусский люд пропал, его на данный момент нет! Пропал прусский язык. Другими словами фактически ничего не осталось! Все, что мы лицезреем тут — это следы германской культуры: замки, строения. Кто-то ими восхищается, кто-то не любит этого. Прусского здесь осталось лишь то, что недозволено было убить — ландшафты».

Говорящие по-немецки вторженцы основались здесь тоже навечно, на семь с излишним веков. Но тем не наименее мало удивительно, что конкретно дотевтонским периодом локальной истории в Калининграде и области интересуются еще в наименьшей степени, нежели рыцарским и наиболее поздними периодами. По последней мере, тевтонский детский лагерь под Светлогорском существует, его воспитанники изучают те времена способом погружения в эру, а управляет ими самый реальный рыцарь ордена в майорском звании — Игорь Морозов. Управляет, особо подчеркивая, что они — «тоже Европа».

«Это расширение границ вероятного! Наши рыцари просто ездят в Германию, Польшу, Италию, Францию… Там есть такие же клубы, и мир становится небольшим. И, невзирая на определенные трудности, с той стороны к нам тоже приезжают. Рыцарство, оно, как вы осознаете, вне политики, вне границ. Ранее это был закрытый круг, на данный момент он стал наиболее открытым. Он таковой… Всеевропейский! А мы — тоже Европа!»

С старой историей более-менее понятно. Рыцари, красивые дамы, доспехи и жеребцы — сплошная романтика. Сейчас попробуем осознать, что происходит в Калининграде нынешнем, в том самом, который стал нашим в 1945 году по итогам 2-ой мировой. А происходят здесь вещи часто непонятные жителю средней полосы. Политолог Анатолий Ромашко, к примеру, считает эти процессы довольно небезопасными:

«Калининград — особенный регион! Тут нет «отеческих гробов» старше 1945 года. И конкретно потому у обитателей Калининграда типичное расщепление сознания либо по-научному — шизофрения. Они обожают не свои «гробы». И это — соц опыт, который сделала сама природа. Можно сказать, что российские люди получили в наследие землю, которая принадлежала ранее германцам либо еще ранее пруссам. Это земля, где российский человек никогда не был укоренен. И вот, фактически, эта «шизофрения» возникает у нас в том месте, где «любовь к отеческим гробам» пересекается с тем, что история этого края практически вполне германская. Вот тут и возникает эта любовь к старенькым германским заглавиям районов, улиц, рек, мест, городков, к гербам. На данный момент весьма почти все люди в Калининградской области лупят тревогу, поэтому что они слышат германские слова, слышат германские наименования. Они лицезреют, что люди самовольно прилепляют на дома германские таблички. Этот процесс вправду идет, у молодежи он весьма активен. С моей точки зрения, тут есть определенная опасность».

Вторит политологу и журналист Андрей Выползов, который, фактически, и поднял тему дерусификации области еще в 2014 году:

«Я стал заниматься неувязкой дерусификации региона, стал находить в обычных вещах такие осколочки, отголоски. А позже наступила Крымская весна, и засол США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) в Рф написал этот собственный известный твит: «Путин «отжал» Крым. Означает ли это, что немцы могут «отжать» Калининград, ведь он еще не так давно был Кенигсбергом. И для меня сделалось понятно, какая выстраивается стратегия: Запад воспринял воссоединение Крыма с Россией как такую пощечину, и у Запада появилась мысль буквально таковым же образом, лишь с оборотным знаком, забрать Калининград».

Почти все, наиболее добродушно настроенные субъекты калининградского бытия, сделают возражение. Дескать, не так страшен черт, а германские наименования, возвращающиеся на улицы российского городка, никаких ужасов за собой не несут. Может быть и так, но дело здесь в другом: эти германские наименования равномерно стают обычными! И черт пока не так страшен. Но «звоночек» его недозволено сбрасывать со счетов. Тем наиболее, что звенит он на фоне реального набата, предпосылкой которому — деяния калининградских оппозиционеров всех мастей.

Одни из их, такие, как некто Миша Фельдман, вывешивают флаг ФРГ (спасибо, что не НСДАП) на гараже областного управления ФСБ (Федеральная служба безопасности Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий в пределах своих полномочий решение задач по обеспечению безопасности Российской Федерации), обижают в Сети русские муниципальные знаки и пишут на соответственных ресурсах о том, что маргинальное положение сепаратистских мыслях вызывает огромное колебание, а федеральная власть противоборствует в их лице не кучке «городских безумных», но полностью настоящей силе.

Остальные, такие, как член регионального отделения партии «Яблоко» Сергей Дустин, 9 мая демонстративно приносят букеты цветов к захоронению боец вермахта, а когда этот же Андрей Выползов направляет на данный факт внимание правоохранителей, председатель калининградского «Яблока» Игорь Плешков, не мудрствуя коварно, грозит журналисту физической экзекуцией.

Правовую оценку действиям этих людей я давать не собираюсь, на это у Рф есть специально обученные кадры и — потаенное ли, очевидное ли — рвение фигурантов возвратить Калининградскую область в «лоно мамы Германии» рано либо поздно будет оценено по заслугам. Отмечу только один смешной момент: все эти «германизаторы» наивно считают, что если их чаяния станут реальностью (не станут), то они одномоментно перевоплотился в «людей первого сорта» и новейшие хозяева будут разговаривать с ними на равных. Не будут. Андрей Выползов разъясняет, почему конкретно:

«Я весьма много общался с реальными этническими германцами, и они мне прямым текстом гласили, что у каждой семьи, чьи праотцы из Восточной Пруссии — не принципиально, из русской ли ее части, из польской ли, из литовской — есть документы, удостоверяющие право принадлежности на тот либо другой участок, на тот либо другой дом. Поэтому что без таковых документов ни один из их не получил бы компенсации от правительства ФРГ за потерянное имущество. И, вот представьте, если эта часть региона отойдет от Рф к Германии, то мгновенно настанет так именуемая имущественная реституция недвижимости, земли, различных видов принадлежности. Когда я вижу, что обладатель дома в Калининграде сбивает табличку с русским заглавием улицы и ставит на ее пространство бывшее германское заглавие, мне охото у него спросить, что он делает? Всех тех, кто живет сейчас в Калининграде и регионе, ожидают как минимум удорожание жизни и оплата (выдача денег по какому-нибудь обязательству) аренды за все годы или выселение. На мой взор, все эти процессы в глобальном значении имеют цель получения местности, но не местности с популяцией».

Если же гласить в целом, то процент этих «германофилов» не так велик и в главный собственной массе калининградцы остаются открытыми, миролюбивыми гражданами конкретно Рф. Верно осознающими, что этот город и эта область — их российская Родина. К тому же новгородцы возникли в этих местах за длительное время до крестоносцев. При этом возникли как друзья и торговые партнеры, а не как завоеватели. В Величавом Новгороде, к примеру, Прусская улица сохранилась аж с XII века. А словесные упражнения на тему «Кенигсберг либо Калининград» … Калининград и Калининградская область! Залив, море, ветер. Наша родина тут не завершается. Она тут начинается!

Источник: riafan.ru

Рекомендованные статьи