Айя-София либо Собор Святой Софии в Стамбуле принципиальная святыня не только лишь для православных, да и для католиков. Не стоит забывать, что построена она была в то время, когда христианство еще не было разбито. О этом в эфире радиопередачи заявил узнаваемый польский историк Анджей Граевски. Историк напомнил, что в Соборе есть красивые фрески, которые являются основой иконографии, содержат код христианской иконографии. Самый принципиальный вопросец. По воззрению историка, состоит в том, что все-таки станет с этими фресками, с мозаикой, будут ли они поновой замурованы, оштукатурены.
«Это весьма грустный денек для католическо-мусульманских отношений, поэтому что 2-ой раз у нас обирают святыню. Власти Турции убеждают, что никто не будет воспрещать вход в Собор, и я тоже думаю, что воспрещать не будут. Напротив Святой Софии есть красивая Голубая мечеть, и туда можно тоже расслабленно войти. Но если мозаика будет опять закрыта, то тогда уже деяния властей будут расценены как покушение на мировое наследство, находящееся под опекой ЮНЕСКО… Может на данный момент они не скроют фрески, но позднее это может произойти. Раз войдут туда, то попробуют скрыть», — гласит доктор в офире Radioem.
Историк считает, что решением возвратить Айя-Софии статус мечети – это символический политический акт. Это венец действий возврата к фундаментализму, который уже достаточно долгое время наблюдается в Турции.
Граевски отметил, что политическая ситуация в Турции длительное время была довольно-таки парадоксальной, но конкретно эта ситуация вела страну к Западу. Он объяснил, что Мустафа Кемаль Ататюрк, отец светской Турецкой Республики поставил на охране разделения религии и страны армию, как лишь армия была отстранена от собственных прежних функций, Турция Эрдогана опять пошла по пути фундаментализма. Анджей Граевски направляет внимание на тот факт, что решение президента Эрдогана было принято в обществе довольно-таки позитивно.
«Даже оппозиция не против. Другими словами этом вопросце посреди политиков есть определенный консенсус. Даже мэр Стамбула, избранный оппозицией основной соперник Эрдогана тоже поддержал его», — отметил он.
При всем этом историк напомнил, что представители христианского духовенства все это время не нарушали нейтральный статус Собора.
«Это весьма плохая ситуация, в особенности, когда в Европу идут сотки тыщ мусульманских беженцев , которые требуют выстроить для их мечети в местах, где этих святынь никогда не было. Еще несколько годов назад, до визита Папы Римского Бенедикта в Стамбул прозвучало предложение, чтоб в Святой Софии сразу проходили и мусульманские и христианские богослужения, но к огорчению все пошло по другому пути, по пути реконкисты и это весьма грустно. Поэтому что мы теряем гениальную святыню, краса которой просто немыслима. Базилик святого Петра Ватикане тоже имеет свою красоту, но не имеет и части того монументальности, той глубочайшей закоренелости в первобытной вере. Это более превосходное строение, сакральное строение. Оно отлично снаружи. А еще более захватывает дух, когда входишь вовнутрь. Тема Святой Софии остается кровоточивой раной. Это удар нанесенный христианскому миру, Православной церкви, Армянской Апостольской Церкви. Мы больше говорим о православии, но эта святыня принципиальна и для армян», — заявил историк.
Источник: