Новое исследование показывает, что, хотя атеисты и теисты разделяют моральные ценности, связанные с защитой уязвимых людей, атеисты менее склонны поддерживать ценности, способствующие сплочению группы, и более склонны судить о нравственности действий на основе их последствий.
Томас Штоль из Университета Иллинойса в Чикаго представляет эти результаты в журнале открытого доступа PLOS ONE.
Во многих странах широко распространенные культурные убеждения утверждают, что атеистам не хватает морального компаса. Однако ни в одном из предыдущих исследований систематически не рассматривались различия между атеистическими и теистическими концепциями морали.
Чтобы устранить этот пробел, Штоль провел два опроса, изучая моральные ценности 429 американских атеистов и теистов с помощью платформы Amazon Mechanical Turk. Он также провел два крупных опроса с участием 4193 атеистов и теистов из США (преимущественно религиозной страны) и Швеции (преимущественно нерелигиозной страны).
Анализ полученных результатов показывает, что теисты более склонны, чем атеисты, поддерживать моральные ценности, способствующие сплочению группы. Между тем атеисты более склонны судить о нравственности поступка, основываясь на его последствиях.
Однако атеисты и теисты, по-видимому, сходятся в моральных ценностях, связанных с защитой уязвимых людей, свободой против угнетения и эпистемической рациональностью, то есть верят в утверждения, когда они основаны на доказательствах, и скептически относятся к утверждениям, не подкрепленным доказательствами.
Результаты опроса также дали ключ к пониманию того, почему моральные компасы атеистов и теистов могут быть откалиброваны по-разному: различия могут частично проистекать из возросшей подверженности теистов участию сообщества в поведении, основанном на вере, которое было бы дорогостоящим, если бы убеждения были ложными (например, посещение религиозных собраний).
Различия в когнитивном стиле и уровнях воспринимаемой экзистенциальной угрозы также могут внести свой вклад. Будущие исследования могли бы продолжить изучение этих потенциальных причинно-следственных связей.
Эти выводы позволяют предположить, что широко распространенная идея о том, что атеисты аморальны, может частично возникать из-за их слабого одобрения моральных ценностей, способствующих сплочению группы, и их основанного на последствиях, индивидуального морального суждения о действиях.
Томас Штоль добавляет: “Самый общий вывод из этих исследований состоит в том, что люди, которые не верят в Бога, имеют моральный компас. На самом деле они разделяют многие из тех же моральных проблем, что и религиозные верующие, такие как забота о справедливости и о защите уязвимых людей от вреда.
-Однако неверующие менее склонны, чем верующие, поддерживать моральные ценности, служащие сплочению группы, такие как уважение к авторитетам, внутригрупповая лояльность и святость… Не исключено, что негативный стереотип атеистов как аморальных может частично проистекать из того факта, что они менее, чем религиозные люди, склонны рассматривать уважение к авторитету, внутригрупповую лояльность и святость как имеющие отношение к морали, и они более склонны выносить моральные суждения о вреде на консеквенциалистской, индивидуальной основе.”
Источник: