Генпрокурор Польши Збигнев Зёбро распорядился начать расследование «по факту угона самолета авиакомпании Ryanair в Минске», — сообщает RMF FM. Официальным основанием для следствия является подозрение в совершении преступления в связи с подлогом и угрозой с целью взять под контроль воздушное судно и лишения свободы. 23 мая вылетевший из Афин и направлявшийся в Вильнюс самолет Ryanair, пролетая над воздушным пространством Белоруссии получил от местных диспетчеров приказ совершить экстренную посадку в связи с сообщением о наличии на борту взрывного устройства. Сразу после посадки белорусские силовики задержали пассажира судна, которым оказался один из основателей Telegram-канала Nexta Роман Протасевич.
26-летний Протасевич обвиняется в организации антиправительственных протестов, а ранее был включен в список террористов. Он проживал в Литве и получил убежище от Польши. Сообщается, что вместе с ним была задержана его девушка, гражданка России.
Бывший глава Польской государственной комиссии расследований авиационных происшествий, ныне депутат от Гражданской коалиции Мацей Ласек так прокомментировал в интервью Gazeta Wyborcza сложившуюся ситуацию:
«Если служба контроля воздушного пространства информирует экипаж, что на борту самолета может быть бомба и распорядиться совершить посадку в конкретном аэропорту, пилот должен исполнить это распоряжение. В такой ситуации нет возможности для интерпретаций, а правила четкие. Ситуация становится еще более серьезной, когда высылают самолёт-перехватчик, пилот которого отдает приказ изменить курс и посадить судно. Ведь гипотетически, в крайнем случае, истребитель мог ударить по судну Ryanair с белорусским диссидентом на борту. Гражданская авиация безопасно потому, что у нас все четко расписано и известно, что следует в данной ситуации делать. Если есть распоряжение изменить курс, значит это нужно выполнять, а не дискутировать», — сказал эксперт.
Ласек напомнил, что в 1995 году белорусы сбили воздушный шар с экипажем с Виргинских островов, который участвовал в международных соревнованиях Гордона-Беннетта, хоть полет был раньше согласован. Тога погибли двое.
Как подчеркнул Ласек, даже если Протасевич предупредил экипаж корабля, что его преследуют белорусские власти, это не могло изменить ситуации.
«Во-первых, это слово одного против слова другого, ведь капитан его не знал. Во-вторых, есть четкие правила, а капитан не мог подозревать, что сигнал ложный, что это операция белорусских спецслужб. Обязанность экипажа — как можно скорее и безопаснее посадить самолет и пассажиров на землю. Сейчас уже мы знаем, что это был беспрецедентный акт государственного воздушного пиратства», — сказал он.
Ласек подчеркнул, что единственное, что мог сделать капитан – это уведомить польские дипломатические службы, что на борту находится Протасевич, который может иметь проблемы после приземления. Поскольку судно было зарегистрировано в Польше как собственность «дочки» Ryanair.
«Но Протасевич не мог однако отказаться спуститься с борта, точно также как и капитан ен мог задержать его на борту с целью защиты. Сигнал о заложенной бомбе означает, что после посадки службы обязаны проверить пассажиров и самолет».- сказал он.
Мацей Ласек считает, что не только польская прокуратура должна начать следствие в отношении судна Ryanair, но и вопросом этим должна заняться Государственная комиссия расследования авиационных происшествий.
«Это серьезный инцидент и должны быть подробно изучен, а полный отчет должен быть выслан в ICAO. Кстати, ICAO уже сообщила, что была нарушена чикагская конвенция, регулирующая авиационный транспорт в мире», — подчеркнул он.
Источник: