Почему Россия против ввода миротворцев на восток Украины, если желает мира?

Обращение Киева в ООН с просьбой о введении миротворцев на восток Украины, озвученное 18 февраля украинским президентом, вызвало дебаты на международной арене.

Почему Россия против ввода миротворцев на восток Украины, если желает мира?

Полина

Вопрос не только в национальном составе контингента, но и в местах, где эти отряды будут располагаться. Размещение миротворцев на границе, о чем заявил Порошенко, является нарушением минских договоренностей. Более того, ряд экспертов считает, что для ввода миротворцев на Украину еще не пришло время.

Фото: РИА Новости

В среду, 18 февраля, на заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины украинские власти приняли решение попросить ООН ввести в страну миротворческий контингент. Секретарь СНБО Александр Турчинов пояснил, что миротворцы должны занять позиции вдоль линии фронта между украинскими войсками и ополченцами, а также на пограничных с Россией участках, неконтролируемых Киевом. Президент Украины Петр Порошенко заявил, что наиболее эффективным гарантом безопасности может стать полицейская миссия Евросоюза. Теперь обращение в ООН должна одобрить Верховная Рада.

Причиной принятия решения о вводе миротворцев, по версии украинских властей, стало нарушение режима прекращения огня ополченцами и их отказ от немедленного отвода тяжелых вооружений от линии соприкосновения войск. 

В свою очередь, вице-спикер Народного совета ДНР Денис Пушилин предложение Киева ввести на Украину миротворцев ООН для охраны границы с Россией назвал нарушением минских договоренностей. По его словам, силы ополчения к этому предложению относятся крайне отрицательно. В самопровозглашенных республиках считают, что контрольные функции на российско-украинской границе сейчас выполняет ОБСЕ, поэтому ввод миротворцев из ООН — преждевременная мера.

Справка о военно-политическом значении термина «миротворческий контингент»:

Понятие «миротворческий контингент» подразумевает ограниченную часть войск одной страны, направляемых в другую с какой-либо миссией, с целью установления порядка и принудительного прекращения военных действий на территории данной страны. Самые известные миротворческие контингенты (отряды в «голубых касках») входят в состав миротворческих сил ООН. Их заявленная цель – предотвращение угроз миру и безопасности, но не всегда заявленные цели соответствуют действительности. Разрешение на это дает Совбез  ООН, а методами принуждения к миру могут быть и демонстрация силы, и военная блокада. Применяться методы могут строго в тех случаях, когда дипломатические и экономические меры исчерпаны. Миротворческой миссии обычно присваивается термин «ограниченный воинский контингент».

По мнению председателя Народного совета ДНР Андрея Пургина,  если миротворцы и нужны на востоке Украины, то они должны быть представителями России.  Как ранее писали российские СМИ, официальный Киев опасается того, что в состав миротворческого контингента могут включить российских военнослужащих.

Стоит отметить, что согласно минским договоренностям, прекращение огня и отвод тяжелого вооружения необходимо осуществлять под наблюдением мониторинговой комиссии ОБСЕ. Текст минского документа о перемирии также гласит, что  разоружение незаконных групп и вывод наемников с территории Украины должны контролироваться ОБСЕ. При этом передачу украинско-российской границы необходимо передать под контроль Киева после того, как на Украине пройдет конституционная реформа, а в Донецкой и Луганской областях – местные выборы. Однако запрос украинской стороны о миротворческом контингенте противоречит всем этим договоренностям, считают представители России.

В этой связи постпред РФ при ОБСЕ Андрей Келин сделал соответствующее заявление. «Только что договорились в Минске по конкретному набору мер, только что Совет Безопасности, в том числе и Украина, поддержали конкретный набор мер. Теперь предлагается все это пересмотреть и пригласить ЕС. Когда несколько международных присутствий находится в одном месте, получается довольно сложная структура. Больше споров между ними, кто, что должен делать, чем эффективности», — сказал Келин. В качестве примера неудачного использования сил миротворцев постпред России при ОБСЕ привел конфликт в Боснии, когда одновременно действовал вооруженный миротворческий контингент IFOR и полицейская операция Евросоюза.

Мы спросили политолога, каким должен быть состав миротворческого контингента в рамках международного права, и каким он будет в конкретной ситуации на востоке Украины.

Мнение доктора политических наук и завкафедрой политической психологии МГУ Елены Шестопал:

«В уставах международных организаций, таких как ООН и ОБСЕ есть определенные принципы, которыми очевидно эти организации и могут руководствоваться, потому что это не вопрос как таковой политики, а это вопрос международного права.

Все мы помним, когда в состав миротворческого контингента ООН в Югославии входили российские войска, и они воспринимались как легитимные со стороны сербов. Но обычно при таких конфликтных ситуациях любые организации, которые отвечают за миротворческую миссию, стараются подобрать состав контингента таким образом, чтобы там присутствовали все страны, и чтобы это было сбалансировано весом обеих противоборствующих сторон. Если это будут миротворцы, которые выгодны только одной стороне, то они не будут приняты другой стороной, поэтому я думаю, что во всех случаях, если решение о вводе миротворцев принимается, то это будет контингент международного состава из всех заинтересованных в мирном решении вопроса стран.

Однако каковы будут пропорции, и кем миротворческий контингент будет управляться, а также, какую роль в составе этой миссии будет играть Россия, будет зависеть уже от итогов переговоров с организациями, которые как раз и возьмут на себя миротворческую миссию».

Галерея

    Верховная Рада

    вооруженный конфликт

    Европейский союз

    миротворческие силы

    ОБСЕ

    ООН

    Петр Порошенко

    украинский кризис

Источник: rb.ru

Рекомендованные статьи