1 сентября за школьные парты в России сядет 16,5 млн детей, в том числе 2 млн первоклассников. Переход к новой, более самостоятельной жизни, всегда вызывает много вопросов у родителей. Один из самых популярных — нужен ли ребенку в младших классах телефон? Доводов «за» здесь почти столько же, сколько и «против». Разобраться в этой непростой истории Znak.com помогли семейный психолог Лариса Суркова и учитель, создатель авторских программ по истории Леонид Кацва.
McKaela Taylor / Unsplash.com
Доводы «за»
- Ребенок всегда на связи. Если что-то стрясется, он может в любой момент позвонить и написать вам или сообщить на «112»;Родитель знает, где находится чадо. Благодаря встроенным GPS-маячкам местоположение ребенка отслеживается онлайн, вопрос «а ты где был?» устарел;Помощь в учебе. Транслейтеры вместо словарей, электронные дневники и учебники, онлайн-конференции в Zoom на дистанте в эпоху COVID-19, а еще часы и будильник — все это телефон.Фри-кэш и контроль за расходами. Питание, поездки на экскурсии с классом — модули NFC современных устройств позволяют не носить с собой наличку, но сохранять платежеспособность. Родителям, привязавшим карту к номеру ребенка, бонус — они всегда знают на что отпрыски тратят их кровно заработанные;Развитие коммуникативных навыков, социализация. Как ребенку вписываться в новый коллектив без доступа к мессенджерам и соцсетям, где идет основное общение его сверстников? Звуковая гигиена. Вооруженный гаджетом ребенок не кричит, не бегает и ничего не крушит (почти). Для родителей эта возможность выдохнуть и позаниматься своими делами во эпоху ковидного карантина стала актуальной.Меньше шансов нарваться на киднеппинг. Предложение «хочешь конфетку, пошли со мной» уже не в тренде. Она замещается фразой «смотри какой у меня телефон, пошли — дам поиграть». И ребенок, чей интерес удовлетворен личным гаджетом, рискует менее.
Доводы «против»
- Смартфон — это ярмарка родительского тщеславия. Покупая дорогой гаджет, взрослые нарушают правило детской психологии — не сравнивать людей друг с другом.Чтобы быть на связи, смартфон не нужен. Обычный кнопочный телефон или «умные часы» позволяют также звонить, писать и оставаться в поле зрения родителей. Риск сформировать у ребенка зависимость. Детская психика очень подвижна и восприимчива, поэтому зависимость от гаджетов формируется очень быстро. Случаи истерики после требований отложить смартфон в сторону — не редкость.Мешают концентрироваться на уроках. Учителям трудно конкурировать с TikTok.Влияют на зрение. Маленькие буковки и быстро меняющиеся картинки на мелких экранах вредны для растущего организма.
Советы психолога
Семейный психолог Лариса Суркова полагает, что вопрос давать или не давать ребенку смартфон уже не актуален.
«Мы уже не говорим, чтобы телефона не было вообще. Современный мир — он цифровой, и ребенка невозможно из этого выдернуть. Сам цифровой мир не даст тебе этого сделать, и ребенка туда подтянет», — считает она. Уже в первых классах детям по всей стране сейчас дают задания, которые предполагают использование смартфонов и компьютеров. Сделать доклад, найдя информацию в интернете, или подготовиться к олимпиаде онлайн или поучаствовать в уроке по Zoom.
«Поэтому все чаще мы говорим сейчас о том, что надо делать эту среду безопасной и контролировать формирование симптомов тяжелой зависимости», — добавляет Суркова.
При выборе аппарата она советует родителям не участвовать «в ярмарке тщеславия» и «включать здравый смысл». Надо понимать, что ваш ребенок всего лишь ребенок, а телефоны имеют привычку ломаться и теряться.
«Если вы не хотите ругаться из-за этого, то не надо влезать в кредит, чтобы купить первокласснику последний IPhone. Это глупость абсолютная. Потом будете обвинять ребенка в его утере или поломке, хотя сами изначально своей головушкой не подумали», — подчеркивает Суркова.
Советы учителя
Учитель истории Леонид Кацва придерживается схожего мнения. «Сама постановка вопроса — нужен или нет ребенку телефон — сродни тому, как обсуждать сейчас нужны нам автомобили или обойдемся конными экипажами. Вопрос давно решен», — говорит педагог.
По словам собеседника, даже в начальной школе хорошо, чтобы ребенок имел телефон. Простой кнопочный аппарат или дешевый смартфон — уже вопрос предпочтений и кошелька. Главная цель, чтобы «родители и тревожные бабушки не нервничали и контролировали перемещения ребенка». «Главное, чтобы родители знали расписание и ребенку на урок не звонили», — предупреждает Кацва.
Практику забирать у детей гаджеты на входе в школу педагог считает спорной и считает, что лучше применять другую практику. «В начале урока телефон должен быть переведен в беззвучный режим и убран в портфель. Во-первых, запись урока без воли на то учителя — это дурно. Во-вторых, по вузам известно, что концентрация студента с включенным на лекции диктофоном снижается. Он считает, что потом все послушает, на практике же он этого не послушает потом никогда», — говорит историк.
Он знает массу успешных примеров, когда сами педагоги включают использование смартфонов в программу урока. Например, для поиска информации по заданной теме. Некоторые его собственные ученики скачивают учебники на планшеты и пользуются уже ими: «Если это смартфон, я не радуюсь — портят зрение. Если это планшет с экраном в 8-10 дюймов, то почему нет. Тут даже не очень понятно, что вреднее — читать с экрана или таскать с собой шесть увесистых книг».
«Вопрос не в том, чтобы телефон запретить, а в том, чтобы использовать его в мирных целях. Для посторонних дел он, конечно использоваться не должен», — резюмировал Кацва.
Источник: