Если вы открываете офлайн-пространство — будь то магазин, ресторан, фитнес-центр, арт-галерею либо заправку — то рано либо поздно для вас придется избрать музыкальное сопровождение. Чудилось бы, бери iPhone, подключай к стереосистеме — музыка готова. Но не все так просто. Виктор Христенко, СЕО компании Muzlab, ведает, где брать музыку, чтоб не появлялось заморочек с авторскими и смежными правами.
Музыка для бизнеса: где брать и как не нарушить права автора
Виктор Христенко
Почему музыка для бизнеса — это принципиально
Музыка — принципиальный инструмент в бизнесе. Она влияет на поведение потребителей и управляет выбором покупателей. Ученые Лейчестара узнали, что если в винном магазине проигрывать песни на французском языке, то реализации французских вин увеличиваются.
В канун Новейшего года торговые центры не попросту так включают Jingle Bells либо группу ABBA с хитом Happy New Year — музыка делает необходимое настроение, а покупатели охотнее расстаются со своими средствами в обмен на елочные игрушки либо новогодние декорации.
Музыка в фитнес-центрах постоянно оживленная (исключая классы йоги либо пилатеса), а в салонах красы обычно ставят расслабляющие треки. В барах и ресторанах музыкальное направление зависит от нрава заведения. В пабе будет почаще играться рок, а в ресторанах и кафе — пользующаяся популярностью русская и забугорная эстрада.
Почему недозволено употреблять обычные стриминговые платформы
Если еще 10 годов назад можно было играться всякую музыку с телефона либо, допустим, из «ВКонтакте», то на данный момент все поменялось. Музыкальные лейблы и сами исполнители с ревностью смотрят за соблюдением лицензий. Помогают им в этом две организации — РАО (Русское авторское общество) и ВОИС (Глобальная организация умственной принадлежности).
Сейчас хоть какое заведение, которое употребляет музыку в коммерческих целях, должно:
платить отчисления в РАО/ВОИС (РАО занимается правами автора. ВОИС — смежными);
подавать каждомесячные отчеты с указанием всех треков, которые были воспроизведены за отчетный период.
Инспекторы РАО и ВОИС приходят в заведения сферы услуг для проверки и при помощи видеосъемки и приложения Shazam записывают, какие композиции там звучат. Если проверка установит, что музыка употребляется незаконно, директору заведения угрожает штраф за пиратство размером от 20 тыс. до 5 млн рублей по решению суда.
Я желаю употреблять музыку в заведении. Что мне созодать?
Есть три метода законного выполнения музыки.
1-ый — заключить контракт с РАО / ВОИС. В этом случае обладателю заведения придется впрямую платить отчисления в эти организации и сдавать каждомесячные отчеты. Каждомесячная плата за коммерческое внедрение музыки в магазине составляет от 600 до 16 350 рублей и зависит от его площади, на АЗС — 2 тыс. рублей независимо от площади, в ресторанах — от 37 рублей за квадратный метр. Все подробные цены можно поглядеть на веб-сайте ВОИС либо РАО.
2-ой метод — употреблять музыку из бесплатных библиотек либо музыку, права на которую закончились за истечением срока давности. Но тут есть несколько подводных камешков.
В вебе много библиотек с бесплатными треками, но некие композиции могут при всем этом быть в базе РАО и ВОИС. При их использовании в коммерческих целях может появиться конфликт (наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия), который придется решать в суде.
Что касается треков с истекшими правами автора, то и тут есть аспекты. Обычно, права автора на музыку действуют 70 лет, опосля чего же трек можно безвозмездно употреблять в коммерческих целях. Но нередко для таковых композиций работают смежные права на музыку, которые принадлежат звукозаписывающей компании.
Выходит, что отыскать композиции, для которых закончили действовать все права автора, — фактически нереально.
3-ий метод — употреблять сервисы, которые являются посредниками меж РАО/ВОИС и делом. Обычно, подобные сервисы берут на себя решение всех заморочек с отчислением платежей в РАО / ВОИС и отчетностью. Они еще помогают составлять плейлисты под любой тип бизнеса.
Таковых сервисов на русском рынке довольно много (Hurdy Gurdy, Muzlab, Fonmix, «Бубука»), их цены начинаются от 600 рублей за месяц за одну торговую точку — к примеру, ресторан либо фитнес-центр.
Как достигнуть максимума
Выбирайте музыку, исходя из задач вашего бизнеса. Если желаете, чтоб люди резвее передвигались по торговому залу, выбирайте резвую, энергичную музыку. Если желаете, чтоб гости дольше задерживались в вашем заведении, остановите собственный выбор на расслабляющих композициях.
Детально изучите различные варианты законного использования музыки. Направьте внимание, что отчисления в РАО и ВОИС указаны за квадратный метр.
Изберите более пригодный вариант использования музыки в собственном заведении
Источник: