Пожилой мужчина, решивший расстаться с собранной за годы коллекцией марок. Студент IT‑колледжа, меняющий макбук за макбуком. Или домохозяйка, чей сын за месяц вырастает из предыдущего размера одежды. Все они хоть раз заходили на сайты объявлений, чтобы что-то продать или купить. И возможно, сталкивались с мошенниками, которые расставляют там ловушки для доверчивых граждан. Какими ходами они пользуются, что надо знать и как уберечься?
Яромир Романов / Znak.com
- Аферисты пытаются увести пользователя с сайта на другую площадку, где не действуют инструменты защиты.Авито и Юла блокируют подозрительные аккаунты и фишинговые сайты.Лучше общаться с продавцами и покупателями на самих сайтах объявлений и никому не передавать данные банковских карт.
Как действуют мошенники
Они стараются увести пользователей с площадки в сторонний мессенджер, рассказал директор по продукту Юлы Егор Данилов. Уже там, где не работают инструменты защиты, аферисты присылают потенциальной жертве поддельную ссылку, убеждают перейти по ней и перевести оплату. Если пользователь введет на таком сайте свои данные, мошенники получат доступ к его банковской карте.Мошенники часто требуют полной или частичной предоплаты, рассказали во внешней пресс-службе Авито. Они предлагают редкий товар, например гаджет последней модели, и просят предоплату, чтобы его «забронировать». В погоне за уникальной вещью люди забывают о безопасности и теряют деньги.За последний год выросло число случаев телефонного мошенничества. Жулики звонят пользователям от имени службы безопасности банка или онлайн-сервиса и под разными предлогами требуют данные карты, включая CVV-код и даже код подтверждения из СМС от банка. Так они получают доступ к деньгам или личным данным пользователя. Настоящие службы безопасности сайтов объявлений никогда не запрашивают такие данные.
Что можно сделать
Вести все переговоры во встроенных мессенджерах на сайтах, а не по телефону, в почте или других мессенджерах.Никогда не передавать третьим лицам данные банковских карт — их просят только мошенники.Не переходить по ссылкам на внешние сайты и ни в коем случае не вводить там свои данные. Не вносить предоплату — ни полную, ни частичную.Обращать внимание на название сайтов сервисов в строке браузера. В случае с Авито: если в ней указано что-либо, кроме avito.ru, например avito.payments.ru или avit0.ru — перед вами подделка. Не доверять ценам, которые значительно отличаются от рыночных.С осторожностью относиться к звонкам от людей, которые представляются сотрудниками банков и служб безопасности сайтов. Служба безопасности банка или поддержка онлайн-сервиса никогда не попросят код карты или пароль из СМС. Использовать уникальные сложные пароли для всех своих аккаунтов.
Нейросети против жуликов
Сайтам объявлений невыгодно, чтобы пользователи уходили от них на другие площадки из-за мошенников. Поэтому сервисы постоянно выдумывают новые методы борьбы с аферистами.
- Размещают памятки, как не стать жертвой мошенников. В период пандемии таких листовок стало еще больше.Предупреждают о рисках общения с продавцом/покупателем в стороннем мессенджере или по почте.Авито в своем мессенджере блокирует возможность вставлять ссылки на внешние ресурсы, в том числе QR‑коды.В Юле нейросети изучают, как пользователь ведет себя на сайте. Если похож на мошенника, то его оперативно ограничивают в доступе к другим — не дают посмотреть номер телефона или написать в чат.Авито автоматически блокирует подозрительные объявления и профили, проверяя корректность описания и фото, а также соответствие цены рыночной.Сервисы объявлений сотрудничают с компаниями в области кибербезопасности, чтобы быстро блокировать сайты-копии.Информацию об аккаунтах мошенников передают в полицию.
Итого
Во время пандемии вырос интерес пользователей к сайтам объявлений, а вместе с тем — и число мошенников на них.
Авито и Юла пытаются обезопасить шоппинг: подключают к борьбе с аферистами нейросети и полицию.
Важно не терять голову при виде низкой цены или редкого товара — такие ловушки часто расставляют жулики.
Источник: