Монастырь взращивает патриотов, чтоб освободить Россию от кадрового голода

Николо-Сольбинский дамский монастырь — рукотворное волшебство в лесной глуши Ярославской области. По преданию, еще в XV веке в 65 км от Переславля-Залесского его основал один из учеников игумена Сергия Радонежского. Поначалу монастырь был мужским, опосля революции пришел в упадок, а посреди прошедшего века на его месте выстроили психиатрическую поликлинику. В 1993 году обветшавшее здание отошло к Российской Православной Церкви. Святая земля могла так и остаться заброшенной, если б хрупкие монахини с большенными сердцами. Как возрожденный храмовый комплекс меняет представление о роли РПЦ в жизни страны? Смотрите видеорепортаж ФАН.

Когда матушка Еротиида, сейчас настоятельница Николо-Сольбинского дамского монастыря, произнесла, что сумеет поновой отстроить на пустыре старый монастырь, ей никто не поверил. Властям региона и жителям ближайших деревень затея казалась абсурдной. 

«Лена Николаевна из Роспотребнадзора, которая закрывала это пространство, возмущалась: «На Сольбе ничего неплохого быть не может, никакого документа я не дам!» — вспоминает игуменья Еротиида.

Матушка и монахини соображали, на что шли, но смиренно возложили на свои плечи огромный груз хлопот.

«Тут была свалка, мы семь лет разгребали мусор, вывозили, просили о помощи. То тракторные телеги, то машинки сами грузили, сортировали», — ведает матушка.

Электронные столбы, телефонный кабель, скважины и очистные сооружения в радиусе 70 км устанавливали с нуля — силами волонтеров и меценатов. Запечатлеть разруху на фото не удалось: о камере либо мобильном телефоне монахини не желали, а отсутствие благ цивилизации принимали как подабающее. Подвижницы задумывались о том, как сломать крепость недоверия людей.

«Стали давать помощь местным жителям, приглашать на трапезу, разговаривать, помогать, — гласит игуменья Еротиида. — Конфликтов с популяцией никогда не было. Люди стали оттаивать. Мы проводили мероприятия, сами вручную делали подарки, опосля праздничков даровали».

Силами волонтеров и меценатов за 20 один год правоверная обитель восстала из пепла — вопреки здравому смыслу и к изумлению региональных властей.

Сейчас взгляду всякого, кто проезжает деревню Сольба, стает величавый комплекс из 10 храмов. Из их действуют 6, другие достраиваются. У всякого — собственный свой строительный стиль.

«Сам факт того, что тут были лишь стенки, и все это сделали монахини и вольнонаемные, весьма впечатляет!» — делится чувствами москвичка Валентина Лучина.

Монастырь завлекает паломников своим радушием. Очень шикарный, на 1-ый взор, новодел только увеличивает подвижнический дух этого места.

«Как настоящий бриллиант, он глубоко спрятан в Рф. Добраться сюда тяжело. От Ярославля двигаться четыре часа на автобусе, поэтому что дорога нуждается в ремонте, — признается гендиректор ярославской туристской компании Ольга Федосова. — Но когда мы приехали на местность храма, у всех был один возглас «Ух!» Это такое благодатное пространство! Монахини очень попытались. Настоятельнице маленький поклон».

Монастырь посещают до 500 тыщ паломников в год. Хорошо для места, которое еще 10 годов назад называли «медвежьим углом». Православных христиан притягивают каждогодний фестиваль «Хлеб-да-Сольба» и хранящиеся тут святыни — Почаевская икона Божией Мамы, древние иконы Николая Чудотворца и Сергия Радонежского.

«У нас частичка мощей Святителя Николая, Святителя Спиридона Тримифунтского, — указывает корреспонденту ФАН святыню Храма Успения Пресвятой Богородицы, построенного еще в 1731 году, монахиня Евпраксия. — К башмачку тоже прикладываются, весьма почти все получают исцеление, утешение».

Ранее прихожане обкладывали иконы храма записками, прося у святых защиты, а сейчас посылают письма в особый ящик.

«С благостными идеями письмо бросаю, — гласит Виктория Григорьева из Ярославля. — Основное — здоровье, любовь и чтоб веселило все!»

Книжку отзывов о помощи Святителя Спиридона Тримифунтского тут именуют «тетрадкой чудес». 10-ки страничек полны историй о том, как молитва посодействовала людям отыскать работу, завести малыша либо избавиться от тяжеленной заболевания.

В стенках монастыря не так давно зародилось создание керамики. Фарфоровые статуэтки, посуду, изразцы для камина монахини изготавливают вручную на всех шагах — от эскиза до литья. Каждое изделие изготавливают не меньше 2-ух недель.

«Эта фигура Деда Мороза выполнена из шликера — полуфарфора. На данный момент я ее выравниваю», — проводит кисточкой по заготовке печник Марина Поветкина.

Мастера длительно определялись со стилем росписи, в итоге выдумали собственный свой — уникальный орнамент шоколадного цвета. Так Сольбинская керамика стала новеньким монастырским брендом.

«Этот стиль родился в мастерской, он уникален и неподражаем, — утверждает сестра Тамара. — Мы представили керамику на выставке, и к нам побежали, как будто у нас магазин с пирожками! Очередями стояли, брали в руки и не могли оторваться».

Любовь к православию, возрождение народных промыслов и духовное воспитание (целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни) молодежи — главные задачки монастыря, считает настоятельница. По ее воле тут работают приют, общеобразовательная школа и институт. Всего в их воспитываются 150 девченок и женщин из неполных либо многодетных семей.

«Как начали заниматься детишками, выручать их от голода, холода и проблем, мы сообразили, что малышей нужно учить», — гласит матушка Еротиида.

Попасть на учебу в православную обитель стремятся со всей страны, даже с Сахалина.

«Намного больше обращаются. Мы сожалеем, соболезнуем и отвечаем отказом», — призналась настоятельница.

В школе детки получают настоящее среднее образование, пляшут, занимаются спортом, играют в спектаклях, участвуют во всероссийских конкурсах. В институте осваивают кройку и шитье, поварское, регентское дело, церковное пение, иконопись. В планах у настоятельницы — сделать в монастыре приют с четырехэтапным образованием: детский сад, школа, институт и университет. 

«Дело не в том, какие специальности будут получать эти детки, а в том, что мы теряем молодежь, — уверена матушка. — Любой из нас будет в ответе за то, что мы дали будущему поколению».

Взращивать патриотизм в детях, по ее словам, удается на примерах жизни святых.

«Подвижники, патриоты — это люди, которые главной целью ставят совестливость, прославление, защиту интересов собственной страны, верность отечеству, богу, совести, праотцам, традициям. Ставить впереди себя высшие ценности, — разъясняет игуменья Еротиида. — Болеем за то, чтоб молодежь была воспитана в духе патриотизма и духовно-нравственных ценностей, была нужна хоть какой организацией и работодателем, чтоб они были необходимы. А на данный момент таковых людей нет. Весьма много образованных людей, а положиться не на кого».

Дамский монастырь стал в буквальном смысле градообразующим. Вокруг него с впечатляющей скоростью растут личные дома. Если так пойдет и далее, то на окраине Сольбы, у леса, может показаться еще одна деревня.

«Согласно программке до 2025 года, мы желаем узреть восьмимиллионный туристский поток. Сейчас у нас останавливаются на одну-две ночи, а мы желаем, чтоб основная толика наших туристов оставалась от 3-х дней минимум», — сказал корреспонденту ФАН и. о. директора департамента туризма Ярославской области Владимир Лысенко.

В одиночку совладать с наплывом гостей монастырь не способен, потому обладатели примыкающих фермерских хозяйств помогают — располагают паломников у себя.

«Пылает этот вопросец! Нам необходимы школа и общежитие для малышей и учителей, которые приезжают преподавать, — переживает настоятельница. — Обычно приезжают на два денька. Одну ночь (то есть темное время суток) нужно переночевать. Где? Негде. А паломников совершенно негде принимать. У нас есть здание за территорией монастыря для гостиницы, но это еще лишь коробка без окон».

Добраться до монастыря — {само по себе} паломнический подвиг, горько шутят туристы. Члены Союза городов Золотого кольца попросили ФАН донести их чаяния до региональных властей.

«Мы желаем показать людям, как может развиваться церковь, как она может врубаться в современную жизнь, — поведала исполнительный директор Союза Наталья Булах. — В Золотое кольцо заходит Переславль-Залесский. Мы желаем включить в этот туристский маршрут не попросту девять городов, да и местность вокруг их, которая заслуживает не наименьшего внимания. Мы обращаемся к властям с просьбой посодействовать привести в порядок дорогу Берендеево-Нагорье, чтоб люди могли добраться ранее расчудесного места».

К слову, отремонтировать 11 км дороги Берендеево-Нагорье от ТРК «Попов луг» до села Купанского власти Ярославской области собирались в этом году.

«В связи с сокращением бюджета, понижением финансирования, ремонт выполнялся лишь от М8 до Попова Луга», — констатировал Владимир Лысенко.

Сейчас власти региона уповают изыскать средства при помощи конкурса Агентства стратегических инициатив по развитию экотуризма на особо охраняемых природных территориях, в каком участвует дамский монастырь.

«Вхождение в финишную часть этого конкурса даст нам возможность звучно заявить о необходимости строительства дороги, — утверждает бюрократ. — Если мы эти 70 км сумеем выстроить, то бизнес сориентируется еще резвее и отыщет возможность обеспечить паломников местами для размещения».

Вообщем, никакие трудности и хлопоты не мешают служащим монастыря ставить впереди себя новейшие принципиальные задачки. Игуменья Еротиида согласовывает с властями теорию парка Сольба имени святого благоверного князя Александра Невского. Ожидается, что он будет размещаться в лесной зоне вокруг монастыря.

«Там мы планируем развивать проект для паломников, чтоб всех гостей встречать гостеприимно, проводить мастер-классы и встречи», — раскрыла подробности игуменья Еротиида.

1-ые шаги настоятельница планирует создать уже данной для нас в осеннюю пору: при помощи волонтеров и неравнодушных прихожан проложить в лесу прогулочный маршрут.

Источник: riafan.ru

Рекомендованные статьи