«MBA — это не волшебная таблетка»: стоит ли получать бизнес-образование?

Многие менеджеры топ- и мидл-уровня интересуются бизнес-образованием. Ольга Соколова, генеральный директор Linxdatacenter, имеет степень MBA. Она поделилась своим опытом и рассказала, как построено обучение по программе MBA и поможет ли это образование в карьере руководителя.

«MBA — это не волшебная таблетка»: стоит ли получать бизнес-образование?

Ирина Печёрская

MBA (Master of business administration, магистр бизнес-управления) — квалификационная степень в менеджменте, которая подразумевает способность выполнять работу руководителя среднего и высшего звена. 

Корни MBA уходят в США, где в конце 19 века, когда на фоне бурного экономического развития фирмам потребовались управленцы, образованные по специальной программе, где на задачи менеджмента делался главный акцент. В середине 20 века MBA как подход к бизнес-образованию появляется и в Европе, далее оформился и пул образовательных учреждений, занимающихся MBA как отдельным направлением.

Обучение по программе MBA направлено на такие задачи, как «прокачка» собственных управленческих навыков, карьерное продвижение, перестройка бизнес-процессов внутри компании систематизация знаний из различных направлений бизнеса, а также собственное профессиональное и личное развитие обучающегося. 

По итогам обучения, которое длится не менее двух лет и включает в себя большой объем обучения на кейсах из реальной бизнес-практики, студент получает квалификационную степень МВА и диплом. Как правило, к обучению по программам МВА допускаются руководители компаний с высшим образованием и опытом руководства на своей позиции не менее двух-трех лет. 

 

Mой путь  

Как специалист в сфере управления дата-центрами я выросла из финансовой отрасли. Однако, рост и развитие ограничивались спецификой образования и опыта. Я смотрела на компанию и ИТ-отрасль под финансовым углом. Наступил момент, когда я осознала необходимость развития так называемого helicopter view — комплексного взгляда на будущее компании. 

На рынке дата-центров сегодня большая конкуренция сервисов и продуктов. Это сложный бизнес, чтобы понимать его на нужном уровне, необходимо научиться смотреть на возникающие задачи через призму многих направлений: технологии, маркетинг, HR, управление проектными командами и т.д. В этом состояла главная цель обращения к МВА.

При выборе школы — я училась в RSM (Rotterdam School of Management) при университете Erasmus University — большую роль сыграла историческая связь компании Linxdatacenter с Нидерландами, знакомство с бизнес-культурой страны. Мне было важно изучить исторический секрет предпринимательской жилки голландцев. 

 

Требования и вызовы  

Оговорюсь сразу, MBA — это не приятное времяпрепровождение для общего развития. Приходить туда важно уже сформировавшимся руководителем с хорошим опытом в бизнесе. Более молодым специалистам, которые учились вместе со мной, было значительно тяжелее включаться в процесс и довести обучение до логического завершения. 

Опыт реальной работы помогает гораздо лучше понимать содержание программы и быстрее учиться, в том числе через обмен опытом с сокурсниками с аналогичным бэкграундом, но из других стран, с иными подходами и бизнес-культурой. 

Из основных сложностей отмечу непривычный для российского менталитета акцент на темах diversity и инклюзивности, особенно в отношении женщин. Для меня было непривычно уделять этим вопросам повышенное внимание потому, что у нас в плане карьерных возможностей для женщин еще с советских времен открыты практически все пути. 

В начале обучения также ощущалось скептическое отношение к моему российскому происхождению. Однако, оно быстро ушло, как только я начала показывать первые результаты работы в команде. Причем об аналогичном опыте рассказывали все обучавшиеся на курсе россияне. 

Еще стоит отметить сложность в обработке огромных объемов информации на английском языке в начале обучения, несмотря на мое второе образование «Переводчик» и опыт работы в международной компании. Потребовался определенный период на адаптацию, но довольно быстро все пришло в норму. 

Совмещать учебу и работу оказалось совсем несложно. Испытанием стала, скорее, необходимость сочетать интенсивное обучение и работу с семьей. Очень важно знать, что поход за МВА — дело семейное, без поддержки близких, их понимания справиться с программой было бы невозможно.

 

Открытия MBA 

Самое главное открытие по итогам обучения — ко мне вернулась вера в академический подход как инструмент ведения бизнеса. Это произошло после одного курса по M&A, который вел профессор, никогда не работавший в бизнесе. Тема была крайне интересна, поскольку нашу компанию купил консорциум из трех инвесторов, и все разбираемые кейсы я наблюдала на практике. 

Несмотря на отсутствие практического опыта, профессор изучил тему, провел ряд исследований сделок по слияниям и поглощениям, выяснив, что 90% всех M&A-проектов не успешны. Происходит это из-за отсутствия осознанного целеполагания (например, для снижения расходов или увеличения доли выручки в конкретном сегменте рынка), а также недостаточной  интеграции на ранних этапах сделок M&A. 

Авторский курс по M&A показал возможности применения системного подхода в процессах слияний активов. Если выходить за пределы позиции своей компании и учитывать несколько контекстов — глобальные и отраслевые тренды, специфику региона и далее спускаться на уровень конкретных игроков — достигается более точное понимание оптимальных путей взаимодействия. 

Раньше я принимала решения на собственном опыте и после консультаций со своей командой. После MBA путь к принятию решения лежит через анализ трендов, изучение статистики и других объективных данных. Интуитивный подход к принятию решений сменился на информированный. 

Эта перемена привела к переоценке российского академического образования с его стремлением к глобальному анализу и обобщениям. Да, нашим специалистам зачастую не хватает фокуса на конкретной области, умения применять свои знания на практике. Но с глубоким академическим фундаментом научиться этому не так сложно. 

Сыграл свою роль принятый в MBA формат эссе: огромное количество заданий нужно было выполнять в этом жанре, выражая мысли и оценки по разного рода практическим вызовам и глобальным трендам. Это хороший контраст с зубрежкой и пересказом чужих мыслей, принятым в российском образовании. 

Также я оценила возможности многонациональных команд в плане синергии взаимодействия. Специалисты из разных стран работают по-своему, исходя из привычек, наработанных паттернов и национального менталитета.

Например, мексиканцы и бразильцы трепетно относятся к личным контактам и отношениям, а китайцы незаслуженно скромно оценивают свои успехи и достижения, полагаются в решении задач на более «зрелых» коллег. Коллеги из США умеют делать грамотный PR и очень нацелены на результат. Голландцы перед принятием решений склонны вести довольно долгие обсуждения и примеряться. 

Мы, напротив, сразу принимаемся за выполнение задачи, нередко пропустив этап анализа, что может сказаться на результате решения задачи. Оптимальный результат достигается, когда носители противоположных стилей работы уравновешивают друг друга в команде. В этом и заключается, на мой взгляд, успех так называемого diversity в командах. 

 

Разоблачение мифов

MBA — это не волшебная таблетка. Стивом Джобсом или Илоном Маском никто после обучения не станет. Есть гении от рождения, остальные достигают выдающихся результатов шаг за шагом, через обучение и личное усилие. Для остальных MBA — полезное обучение, хотя бы для избавления от эффекта «замыленного взгляда». 

Неожиданно сильным оказалось воздействие обучения на личные лидерские качества. Помимо объема новой информации, курс очень помогает в совершенствовании лидерских способностей, в понимании, как менеджеры из разных компаний, отраслей и стран работают в одном направлении: мотивация команды, саморазвитие, построение взаимоотношений с партнерами. 

Этот эффект обеспечили проектные работы в составе разных команд, отличавшихся как по профилю задач, так и по национальному составу, благодаря сотрудничеству RSM со школами нескольких стран: Miami Herbert Business School (США), EGADE Business School of Tecnológico de Monterrey (Мексика), School of Management, Xiamen University (Китай), FGV São Paulo School of Business Administration (Бразилия). 

Интенсивная практика взаимодействия дала понимание, что через умение выстроить продуктивные отношения, работая «на одной волне», можно решить практически любые проблемы. Разный пол, национальность, возраст, местоположение коллег и подчиненных помогают находить нестандартное и оптимальное решение в современном глобальном бизнесе. 

 

Навыки и выводы

Во-первых, хорошо удалось прокачать свои презентационные навыки. И хотя я уже давно продвигаю как конкретные услуги компании, так и бренд в целом, но именно здесь мне нужно было повысить компетенцию. 

Во-вторых, нетворкинг. Зачастую под этим термином подразумевается умение получать от нужных людей нужные виды содействия. В трактовке MBA это, скорее, умение верифицировать свои решения у нужных специалистов и собирать их оценки в единое видение. Это позволяет уйти от менеджерского подхода к роли бизнес-лидера, который знает, как привлечь нужные компетенции для выработки максимально качественного решения. 

Самое главное: в процессе обучения происходит раскрытие ваших сильных сторон и осознание, в каком типе команды/стиле взаимодействия это раскрытие происходит. Это помогает лучше понимать себя, а в итоге качественно выстроить не только рабочие процессы, но и жизнь в целом — на своем месте и с правильными людьми.

    Карьера

    Менеджмент

    MBA

Источник: rb.ru

Рекомендованные статьи