Еще до распада Советского Союза Закавказье (или Южный Кавказ, как любят величать его западные или прозападные эксперты) стал центром притяжения сразу нескольких сил, что привело в итоге к двум войнам – в начале 90-х и современной, прошедшей в конце прошлого, 2020, года, пишет Telegram-канал «Талышская правда».
Мировые центры силы – США и Россия – с начала появления конфликта договорились фактически о его замораживании в составе Минской группы ОБСЕ, подключив к ней Францию, которая делегировала в какой-то степени интересы Европы (хотя сама страна не была нейтральной с учетом большой армянской диаспоры).
Однако ничто не вечно и конфликту необходимо было положить конец (несмотря на все попытки перетягивания каната сторон в свою сторону в рамках дипломатии), и Россия по ряду причин дала свое согласие на определенных условиях на разрешение ситуации, по итогам войны разместив свой миротворческий контингент в Карабахе.
Российский президент Владимир Путин в декабре прошлого года указал, что статус Нагорного Карабаха должен остаться неизменным до урегулирования в будущем. В своих же недавних выступлениях глава государства отмечал, что конфликт в регионе не закончен, а остановлен (это важно отметить).
То есть мы видим, что сам конфликт еще не доведен до своей финишной черты, закончилась военная его часть, стороны перешли к дипломатическим баталиям.
Однако президент Азербайджана Ильхам Алиев утверждает, что карабахский конфликт нашел свое решение. Более того, он предостерег от разговоров о его нерешенности, так как «это неправильный и опасный путь». Ранее, в мае Ильхам Алиев вообще заявил, что вопрос статуса является неактуальным.
Налицо несоответствие слов президентов России и Азербайджана, более того, получается, что Владимир Путин идет «неправильным и опасным путем», ведь конфликт только остановлен и не решен, а вопрос статуса еще не определен.
В свою очередь французская сторона в последнее время стала более активной в регионе Закавказья. Так, посол Франции в Ереване открыто указал, что урегулирование Карабаха возможно только после определения статуса Карабаха. Вторым важным событием во французско-армянской политике является грядущий приезд главы Франции Эммануэля Макрона в Армению.
В конце июня посол РФ в Ереване Сергей Копыркин указал, что формат МГ ОБСЕ продолжает действовать, сохранились вопросы, которые входят в повестку дня формата сопредседателей.
В начале же июля по инициативе Парижа между Макроном и Путиным состоялся телефонный разговор, в ходе которого обе стороны выразили «готовность к координации по различным аспектам нагорно-карабахского урегулирования, в том числе по линии Минской группы ОБСЕ».
Недавно госсекретарь США Энтони Блинкен провел телефонные переговоры с исполняющим обязанности премьер-министра Армении Николом Пашиняном, в ходе которого американский дипломат подчеркнул, что Вашингтон «поддерживает процесс, осуществляемый сопредседателями Минской группы ОБСЕ и направленный на прочное политическое урегулирование Нагорно-Карабахского конфликта», и призвал Армению к «конструктивному взаимодействию по линии ОБСЕ».
На прошлой неделе послы России, США и Франции (то есть страны-сопредседатели МГ ОБСЕ) отказались посещать Шушу по приглашению азербайджанского правительства, что вызвало прямо-таки буйную рефлексию с азербайджанской стороны.
Необходимо подчеркнуть, что отказ является самим собой разумеющимся в силу нейтралитета посредников сопредседателей группы. Другое дело, что это вызвало бурную реакцию у азербайджанской власти, которая в иное время обвиняет сопредседателей (очень часто именно Россию!) в отсутствии нейтралитета и проармянской игре.
Ситуация в целом показывает, что основные акторы в регионе не только против ликвидации МГ ОБСЕ в поствоенный период, но выступают и за оживление подобного формата. Логика событий подсказывает, что Москва не намерена действовать в данном случае в одиночку, а согласна на подключение иных акторов.
Вернемся к недавнему выступлению Ильхама Алиева. Так, он указал, что период войны остался в прошлом, однако Азербайджан каждую минуту должен быть готов к войне.
«Если они считают, что конфликт не решен, то пусть скажут, что нужно еще решить? Если речь идет о статусе «Нагорного Карабаха», то я уже говорил, что в Азербайджане нет такой территориальной единицы. Поэтому это выражение не должно использоваться. Нет Нагорного Карабаха, есть Карабах», – заявил глава азербайджанского государства.
Неясно с кем намерен воевать Азербайджан и за что, если Россия, США и Франция явно дали понять, что конфликта не будет, МГ ОБСЕ продолжает находиться в политическом поле регионе и статус Карабаха необходимо решать.
Но с чем связан такой резкий дипломатический выпад Ильхама Алиева? Одной связки Турция-Великобритании недостаточно для противопоставления усилиям стран – сопредседателей Минской группы ОБСЕ, если они явно выражают единый подход в карабахском вопросе.
Войны не будет, а значит будет ужесточение по дипломатической линии. К примеру, может подняться вопрос о признании Нагорно-Карабахской Республики (НКР). А нужно ли это официальному Баку?
Обратите внимание, что риторика Ильхама Алиева изменилась. Раньше он говорил намного мягче и дипломатичнее.
Ранее «Талышская правда» уже писала о возможном признании Азербайджаном Турецкой Республики Северный Кипр. В случае подобного шага создается прецедент и возможность признания независимости непризнанной НКР. Возможно, что для Азербайджана вопрос непосредственно Карабаха стал балластом и он хочет от него избавиться в обмен на поддержку «братской» Турции в вопросе легитимизации Северного Кипра.
Тогда зачем нужны были две войны, столько пролитой крови, зачем нужны были обещания, если подобным шагом ставится росчерк на всем этом?
Ранее на ИА REX: Карабах и Северный Кипр: Азербайджан как форпост Турции готов жертвовать своими интересами?
Источник: