Повышение цен в петрозаводских маршрутках не на шутку разозлило горожан. Люди обоснованно негодуют: состояние автобусов совершенно неприемлемое. Они грязные, неисправные, старые, но обновлять парк частные перевозчики не спешат. Платить за проезд в таких маршрутках 37 рублей, когда водители к тому же нарушают ПДД, не соблюдают антиковидные меры и хамят, рука не поднимается. Мы решили выяснить, как с общественным транспортом обстоят дела в соседних регионах и сколько пассажиры отдают за проезд. Оказалось, что на Северо-Западе в региональных центрах в основном работают госпредприятия. За ними проще уследить, проще контролировать, да и деньги на обновление подвижного состава можно время от времени получать из Москвы.
Псковские зеленые красавцы
В Пскове прошлой осенью провели массовое обновление общественного транспорта. На полученные федеральные средства власти отремонтировали помещения госпредприятия «Псковпассажиравтотранс» и купили 249 машин для пригородных, межмуниципальных и городских маршрутов. Так, в самом Пскове появились 45 ЛиАЗов вместимостью 108 человек. Это автобусы, работающие на газомоторном топливе (метан), и 11 МАЗ-216066 «сцепок» вместимостью 163 человека. А для районов, помимо прочего, закупили 15 низкопольных ГАЗелей City, которые оборудованы для перевозки маломобильных граждан. Причем все автобусы в регионе теперь яркого зеленого цвета.
Только посмотрите, как выглядит псковский общественный транспорт. Петрозаводчанам такие маршрутки даже не снились. Внутри чисто, техника исправна, самих машин много.
На эту красоту из Резервного фонда правительства РФ выделили более 1,25 миллиарда рублей. Предприятия не частные, поэтому власти готовы вкладываться. К слову, о деньгах: проезд в автобусе при оплате наличными составляет в Пскове 27 рублей, при оплате банковской картой – 26 рублей. Дальше, внимание, плюшки: можно приобрести транспортную карту. Если в месяц по ней совершать больше 41 поездки – это как минимум путь до работы и обратно – одна поездка обойдется всего в 23 рубля.
Вот, кстати, как выглядят салоны старых псковских автобусов. То ли за ними ухаживают лучше, то ли это чудо.
Дешево и с комфортом
В Вологде недавно также частично обновили транспортный парк, но и без этого местные автобусы выглядят в разы лучше петрозаводских. Здесь также не используют ПАЗики. На линиях работают вместительные машины, некоторые также на газомоторном топливе. Кроме того, власти Вологды придумали подарок для пассажиров – в течение 30 минут на маршрутах госпредприятия из автобуса в автобус можно пересесть бесплатно. Для Петрозаводска это как новости из параллельной реальности. Кстати, нынешней весной власти купили 17 новых низкопольных автобусов на газомоторном топливе для Череповца, а это не столица региона. З – зависть.
Фото: Вологда.рф
Разовая поездка за наличные здесь стоит 28 рублей, по безналу – 27 рублей. Стоимость единого поездного билета на месяц составляет 1700 рублей, проездная карта «Забота» – 1050 рублей. Если по последней совершать в среднем больше 45 поездок, стоимость одного проезда составит в итоге всего 22 рубля.
Регион на транспорт не скупится
Жители Великого Новгорода не всегда довольны общественным транспортом. В соцсетях можно найти фотографии из старых автобусов госпредприятия и возмущенные комментарии к ним. Но таких постов крайне мало, а парк все-таки обновляется. И не на федеральные деньги. В 2019 году чиновники выделили из казны региона больше 200 миллионов на 28 новых автобусов ЛиАЗ – тех самых, что берегут экологию. А в 2021 году ООО «Городское ПАТП» купило для пассажиров Великого Новгорода четыре новых современных газовых автобуса ПАЗ на 60 мест.
Как обстоят дела в Великом Новгороде с платой за проезд? Да всё так же хорошо. Стоимость проезда по банковской карте и наличными составляет 27 рублей. К тому же, при наличии специальной карты «Береста», цена за одну поездку уменьшится до 25 рублей. Когда в Петрозаводске в последний раз были такие тарифы?
Рассматривая фотографии общественного транспорта в соседних регионах, становится еще обиднее. Власти развалили муниципальное автобусное предприятие, собрали частных перевозчиков, которых не могут контролировать, и недоумевают, что не нравится горожанам. Наши чиновник любят рассуждать о том, как «объективные обстоятельства» не позволяют им сделать так, как надо. Но в Пскове, Вологде и Великом Новгороде, кажется, научились совладать с реальностью и решать проблемы. Для мэрии Петрозаводска это, судя по всему, за гранью возможного.
Жители Петрозаводска почти две недели выражают в соцсетях гнев и недовольство резким повышением цен на проезд в маршрутках. Однако власти повлиять на перевозчиков практически не могут. Мэрия обратилась в УФАС с просьбой проверить обоснованность решения транспортных компаний. Остается ждать результатов проверки.
Проехать в маршрутке и остаться чистым — тот еще квест. Фото: Дмитрий Башмаков
В январе ведомство оштрафовало на 108 тысяч рублей перевозчика ТК «Паллада» за участие в картельном сговоре и на 160 тысяч рублей руководителей предприятий-перевозчиков ООО «Авто Сити», ООО «Транспортная компания», ООО «АТП-2», ООО «АТП-3». А до этого на общую сумму более трех миллионов рублей штрафы получили ряд других компаний-участников антиконкурентного соглашения и их руководители.
Источник: