Многие из нас шутят о том, что мы передали часть своего мозга на аутсорс электронным устройствам. Однако согласно новой работе Адриана Уорда из Техасского университета в Остине, подобные явления происходили на протяжении всей истории человечества и это нормально. «Ни одному человеку не нужно знать все — ему просто нужно знать того, кто это знает», — говорит Уорд.
Со временем у нас появились альтернативы поиску нужного человека: сначала книги и другие публикации, а затем и интернет, однако с ним все не так просто. Согласно последнему исследованию Уорда, поисковые системы предоставляют информацию настолько быстро, что нам кажется, что мы сами вспомнили ее. И это вселяет в нас ложную уверенность: кажется, что мы всегда ее знали.
Как поиск в Google вводит нас в заблуждение
Екатерина Пегова
Скорость поиска
Гипотеза Уорда строится на том, что мы классифицируем процесс запоминания в зависимости от того, насколько он легок.
Продираться сквозь информацию в книге, чтобы найти нужную информацию, может показаться изнурительным, даже если книга находится прямо под рукой. Иногда бывает трудно отыскать в памяти нужный факт, но в целом это удобнее. При этом тексты поп-музыки, которую мы слышали еще в школьные годы, вспоминаются практически мгновенно.
Уорд утверждает, что веб-поиск больше похож на процесс запоминания, так как информация загружается быстро, она структурирована и отображается через интерфейс, который легко воспринимать.
«Мышление с Google, — пишет Уорд, — которое предоставляет информацию с минимально возможными препятствиями, похоже на мышление в одиночку».
Если это так, то поиск онлайн может походить на успешное извлечение информации из нашей памяти. И это вводит в заблуждение: когда мы получаем ее так просто, нам кажется, что наша память вмещает намного больше, чем на самом деле.
Как Google влияет на самооценку
Чтобы проверить эту гипотезу, Уорд провел простой эксперимент из нескольких этапов:
-
Сначала участникам предложили ответить на 10 вопросов, используя либо свою память, либо онлайн-поиск, а затем пройти тест на когнитивную самооценку, которая показывает отношение к собственным умственным способностям. Те, кто пользовался Google, ответили правильно на большинство вопросов, при этом высоко оценили свои способности и заявили, что хорошо справятся с другим тестом, в котором не смогут воспользоваться веб-поиском.
На следующем этапе обе группы получили правильные ответы, чтобы самостоятельно оценить свои результаты. После этого пользователи Google все еще проявили большую уверенность в том, что справятся с тестом. Когда они прошли тест самостоятельно, стало ясно, что Google придал им ложную уверенность. Во втором туре их результаты были такими же низкими, как у остальных.
В другом тесте людям, полагавшимся на память, сказали, что они правильно ответили на восемь из десяти вопросов, независимо от их реальных результатов. У тех, кто поверил этому, чувство уверенности повысилось примерно до уровня тех, кто использовал Google.
Еще один тест показал, что уверенность пользователей поиска испаряется, если их попросить записать все ответы по памяти.
Уорд также проверил, как скорость поиска в Google влияет на иллюзию, что этот процесс эквивалентен процессу вспоминания. Когда поиск замедлили, уверенность пользователей была меньше, но не устранена полностью.
Аналогичным образом, когда людям нужно было ответить на очень сложные вопросы, использование веб-поиска не придавало им уверенности, но повышало их ожидания от будущих результатов.
Наконец, исследователи сравнили пользователей Google с людьми, которым была предоставлена страница «Википедии», содержащая ответ. Здесь они обнаружили, что пользователи «Википедии» помнили, откуда они получили информацию, в то время как пользователи Google ошибочно полагали, что уже знают этот факт.
Так кто в итоге все помнит?
Несмотря на то, что некоторые выводы кажутся сомнительными, общая тенденция довольно устойчива. В каждом из последующих экспериментов, как правило, участвовали группы, которые повторяли процедуру первого эксперимента. Уорд объединил все эти данные для проведения внутреннего мета-анализа, который включал более 1 900 испытуемых.
Практически все пользователи Google были склонны полагать, будто у них превосходная память.
Что это означает? Уорд предлагает такое объяснение: «Если Google отвечает на вопросы до того, как пользователи успевают закончить поиск в собственной памяти, люди могут так никогда и не понять, что внутренний поиск не дал результатов».
Последствия могут быть довольно проблематичными. Неспособность увидеть разницу дает людям неправильное представление об их умственных способностях. Отчасти это похоже на эффект Даннинга-Крюгера: мы склонны иметь завышенную оценку своих способностей, а поскольку Google почти всегда доступен, мы не способны осознать свои ограничения. Последствия проявятся только в месте с плохой сотовой связью.
Это может сказаться и на таких отраслях, как образование. Постоянно ведутся споры о том, какую информацию ученикам следует искать в интернете, а какую запоминать, чтобы освободить пространство для более сложных размышлений. Если даже студенты не способны отличить запоминание от результатов поиска, то этот факт необходимо принять во внимание.
Источник.
Источник: