Яромир Романов / Znak.com
Конституционная реформа 2020 года символически окончила переход постсоветской Рф из разряда относительно вольных, полудемократических государств в разряд консолидированных авторитаризмов. При всем этом формальный фуррор конституционной реформы не изменит проявившуюся в крайние годы тенденцию понижения электоральной поддержки власти и лично Владимира Путина, и это будет подталкивать режим в том числе к расширению репрессивных практик. Такие выводы содержатся в докладе «Новенькая (не)легитимность. Как проходило и что принесло Рф переписывание Конституции», который подготовил фонд «Либеральная миссия».
Соавторами доклада выступили юристы и политологи, посреди которых Александр Кынев, Григорий Мельконьянц, Глеб Павловский, Владимир Пастухов, Николай Петров, Кирилл Рогов, Сергей Шпилькин и остальные. Они проанализировали функцию конфигурации Основного закона, в том числе прошедшее в конце реформы общенародное голосование, обсудили контекст реформы и сосредоточились на ее политических и соц итогах и возможных последствиях.
Как отмечают соавторы, до 2020 года Наша родина оставалась единственной государством постсоветского места с авторитарным режимом, где не было отменено либо ограничено правило о ограничении президентских сроков. Новенькая конституционная модель политического устройства реализует доктрину президентской супрематии — формы диктатуры, соответствующей для остальных постсоветских авторитаризмов, где президентская власть неограниченно властвует над всеми иными ее ветвями.
Поправка о обнулении сроков работающего президента, как и в остальных схожих вариантах, символически удостоверяет, что сейчас не конституционные нормы регулируют президентскую власть. Напротив, Главный закон становится объектом регулирования и продуктом президентской воли.
В докладе отмечается, что с учетом нрава и масштаба поправок, которые опосля утверждения прирастили текст Конституции РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) на третья часть, соответствующей формой таковой реформы было бы принятие новейшего Основного закона. Но власть пошла на смешение процедур принятия одной принципиальной поправки с процедурой принятия новейшей Конституции, которое противоречит самим конституционным механизмам. В итоге поправки не могут считаться принятыми соответствующим образом исходя из убеждений требований работающей Конституции Рф, подчеркивают специалисты «Либеральной миссии».
Юрист Ивана Сафронова сказал, чем это дело угрожает хоть какому юзеру средств связи
Создатели доклада считают, что конституционная реформа не попросту формализует уже произошедшие конфигурации, да и производит переход к новеньким эталонам взаимодействия власти с обществом, в том числе в области электоральных практик. В докладе указывается на их радикальное ухудшение электоральных практик: если в прошлые 12 лет толика не нормальных голосов, идентифицируемых статистическими способами, колебалась в промежутке от 14% до 23% от общего числа, то особенный метод голосования в 2020 году привел к взлету этого показателя до 37%. С учетом фальсификаций скорректированный итог голосования приметно понижает процент голосов за поправки — до 65% при явке около 43%. При всем этом выросла группа регионов со сверхвысоким уровнем фальсификаций, где он выше 25% от общего числа всех поданных голосов: сейчас в этом перечне наиболее половины всех субъектов, при этом в первый раз с 2011 года практика масштабных фальсификаций возобновилась в Москве.
С опорой на доступные данные опросов публичного представления создатели доклада констатируют, что в собственном отношении к поправкам общество оказалось расколото на две фактически равные группы приверженцев и врагов. При всем этом в младших и средних возрастах (18–55 лет) преобладают противники поправок, в то время как сторонники конфигураций в главном сосредоточены в старшей возрастной группе (старше 55 лет). «Обнаружившийся публичный раскол и понижение „плебисцитарной“ поддержки Владимира Путина и имеющегося статус-кво вынуждают Кремль оказывать давление на социологические центры, чтоб ограничить информированность общества о этих тенденциях», — сказано в докладе.
Специалисты признают, что понижение уровня поддержки режима и довольно обширное неприятие конституционных поправок в обществе в очередной раз не стали точкой сборки для русской оппозиции.
Она опять не смогла пользоваться моментом и оказать сопротивление следующему укреплению авторитарных институтов при помощи квазиреферендума. «Отсутствие единой стратегии в рядах врагов поправок, с одной стороны, и административная мобилизация ограниченного электората (пожилых людей, работников больших компаний), с иной стороны, привели к тому, что посреди голосовавших контингентов приверженцев принятия поправок было больше, чем врагов», — говорится в докладе «Либеральной миссии».
В Совфеде пригрозили устроителям кампании «НЕТ!» статьей «о измене Родине»
В конце большая часть профессионалов склоняются к воззрению, что недочет электоральной легитимности, который оголила и определила ущербность конституционной реформы, режим начнет восполнить закручиванием гаек. «Понижение электоральной легитимности будет подталкивать режим к расширению репрессивных практик и разных форм контроля общества, медиа и соц сетей, также закреплению новейших практик манипулирования выборами, позволивших в два раза прирастить масштабы электоральных фальсификаций», — сказано в выводах.
Политолог Николай Петров, а именно, считает, что власть «села на иглу» репрессий и не может их ослабить, даже если б возжелала. Репрессии будут усиливаться в отношении и элит, и людей, при этом как политически активных, так и рядовых.
«При всем этом они, приобретая свою инерцию и определенных выгодополучателей, больше выходят из-под контроля сверху и разрушающе действуют и на политику, и на экономику. Спираль репрессий оборвется лишь в итоге глубочайшего кризиса и следующего переформатирования режима», — считает эксперт.
Политолог Владимир Пастухов предсказывает, что Кремль будет пробовать маневрировать, перемежая давление и уступки и тем еще более раскачивая лодку. Давление начнет рождать ответное насилие, а уступки не будут вести к компромиссу. Владимир Путин попробует «прекрасно уйти» в 2024 году, по сути оставшись, но у него это не получится. Потому он обязан будет просто остаться, быстрее всего, чтоб через несколько лет опосля «уйти безобразно».
Источник: