Четырёхдневное турне министра иностранных дел России Сергея Лаврова по странам Персидского залива призвано было продемонстрировать, что Россия не намерена отставать от динамики в регионе. Об этом пишет болгарский политолог Мартин Табаков, передает news.bg.
По словам эксперта в конце 2020 прошлого года, в том числе благодаря дипломатическому давлению со стороны США, Израиль нормализовал отношения с ОАЭ, Суданом и Марокко. В этом году арабские державы во главе с Саудовской Аравией прекратили бойкотировать Катар, что также отражает интересы Вашингтона. Тем временем в Омане ведутся переговоры между американцами и представителями хуту о деэскалации конфликта в Йемене. И Катар снова упоминается как один из возможных посредников для возобновления возможных переговоров между США и Ираном по так называемой «ядерной сделке».
«Попытки, пусть и робкие на данном этапе, улучшить отношения между Турцией и Саудовской Аравией, также оставляют Москву в стороне. Все это происходило в то время, когда российская дипломатия уделяла больше внимания Северной Африке (наряду с созданием нового временного кабинета министров в Ливии), Южному Кавказу (в связи с новым эпизодом армяно-азербайджанского конфликта) и Сирии (где Москва уже несколько лет играет роль генерального менеджера, особенно на фоне конкурирующих там интересов Турции, Ирана и Израиля)», – отметил он.
Несмотря на вышеперечисленные факты, пишет Табаков, это не означает, что Москва потеряла из виду Аравийский полуостров. Он напомнил, что в контексте глобальной пандемии коронавируса ОАЭ и Саудовская Аравия подписали соглашения о совместном изучении и тестировании российской вакцины Sputnik V, партии вакцины были доставлены в сектор Газа и на Западный берег из Абу-Даби.
«Однако с точки зрения вакцины как инструмента дипломатии Москва сталкивается с конкуренцией Китая на Аравийском полуострове и в его окрестностях, чья вакцина Sinopharm даже производится в ОАЭ. В то же время визит Сергея Лаврова в вышеупомянутые арабские страны также направлен на то, чтобы воспользоваться трениями между новой администрацией США и правящими элитами на Аравийском полуострове», – отметил он, имея в виду изменения во внешней политике США после прихода нового президента.
На этом фоне Сергей Лавров, пишет он, представит Россию как страну, на которую местные элиты могут полагаться при стратегическом планировании своего сотрудничества.
«Еще одно такое преимущество для России перед арабскими государствами Персидского залива состоит в том, что она может проводить с ними чисто деловую политику, лишенную проблем безопасности, которые Москва имеет в странах Балтии, Черноморского региона и Кавказа. Поскольку Россия является скорее экспортером, чем импортером природных ресурсов, она рассматривает Аравийский полуостров в первую очередь как рынок, а не как склад, который должен охраняться стратегическим измерением ее запасов природного газа и нефти (которые определяли политику Соединенных Штатов Государства на протяжении десятилетий, и который еще не сформирован в Китае) … С другой стороны, у Москвы нет ни глубоких карманов Китая как инвестора, ни позиции США как главного гаранта безопасности и крупнейшего партнера в военно-торговых сделках ОАЭ, Саудовской Аравии и Катара. Напротив, с точки зрения Москвы, эти страны являются возможными донорами инвестиций, а не получателями российских», – отмечает эксперт.
Арабские страны, которые посетил Сергей Лавров, станут рекламным подиумом для министра иностранных дел России, где он представил три важных послания из Москвы, касающиеся специфики конкретного региона и его ближайших окрестностей, отмечает политолог.
«Во-первых, Россия, в отличие от Вашингтона, является донором статус-кво. За исключением Катара и Кувейта, это самая важная идеология, на которой основывают свое существование ряд стран, от Египта через Саудовскую Аравию до ОАЭ. Статус-кво — самый ценный «товар», который московская дипломатия может продать этим элитам. Во-вторых, России, в отличие от Китая, не требуется партнерство, которое может привести к значительным долгам и, как таковое, обременить бюджеты соответствующих стран. В-третьих, в отличие от США и Китая отношения с Москвой не умаляют суверенитета страны. Либо военного (в случае Вашингтона), либо экономического (в случае Пекина)», – заключил Табаков
Источник: