По прогнозам компании McKinsey & Co, к 2030 году примерно 14% людей будут обязаны поменять род деятельности из-за автоматизации. Масштабы трансформации экономики, которые мы будем переживать наиблежайшие 10 лет, сравнимы с переходом от сельского хозяйства к производству.
Мария Покровская, сооснователь образовательной онлайн-платформы Artclever, ведает, почему искусственный ум не поменяет творческое мышление и какие способности необходимо развивать уже на данный момент, чтоб остаться нужным спецом в дальнейшем.
Дизайнер vs метод: каких профессионалов ИИ пока не сумеет поменять
Мария Покровская
Хотелось бы убрать ноты апокалиптичности, которые нередко можно услышать из-за предполагаемого действия искусственного ума на рынок труда. К 2030 году в среднем около 15% рабочего времени сотрудника будет автоматизировано. Этот показатель будет варьироваться меж странами (от 0 до 30%).
Но технологии предусмотрены для увеличения производительности, а не для сокращения занятости. В исследовании McKinsey 2017 года 66% респондентов (управляющих компаний с годичным доходом наиболее $100 млн) одним из главных ценностей окрестили «устранение возможных пробелов в способностях служащих», которые соединены с автоматизацией. Так что ИИ — это не конец для профессионалов, это шанс развиваться.
В особенности это касается креативных индустрий, куда входят представители творческих профессий (дизайнеры, актеры, папарацци, писатели, музыканты). Сюда можно добавить всякую деятельность, которая связана с творческим мышлением, художественными произведениями, проектированием.
Может ли ИИ быть креативным
Метод, который быть может аналогом творческого мышления человека, — тема, которая почти всех интересует. Нейросеть способна проанализировать миллионы частей и выдать новейший итог на базе анализа и данных о правилах композиции (золотое сечение, тональность, плановость), колористики, технического задания.
Постоянно будет пространство для крутого «неверного» результата человека, для превосходного решения вне канонов.
Ну и рядом с каждым методом должен быть эксперт, чтоб оценивать произведение через человечий фактор и заносить коррективы.
Если это один спец, то данные зависят от его личного вкуса, если их 100, то от личного вкуса 100 живописцев, архитекторов, искусствоведов.
Еще два года вспять мы поставили задачку ввести в нашу обучающую систему технологию ИИ. Начав сбор данных для разработки AI-программы с одним известным русским стартапом, который занимается machine learning в области зрительных образов, мы сделали вывод, что даже разъяснить логику оценивания весьма трудно.
Как оценивается искусство? Что такое краса? Что такое отлично и что такое плохо в арт-проектах, живописи, архитектуре? Какие правила? Все постоянно лично (не считая соответствия заданию).
Возьмем иной пример — нашумевшие программки AlphaZero либо AlphaGo от Гугл для шахмат и Го. Они могут вычислить все вероятные композиции шагов и обыграть человека, но они не передадут навык вычисления, к примеру, детям. Обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками) остальных основано на творческом подходе, потому оно пока труднодоступно ИИ, хотя он даже юмор сумел освоить.
От внедрения ИИ не должны пострадать наука, менеджмент, психология (наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы, с целью объяснить поведение человека), забота о остальных людях. Напротив, ИИ будет помогать спецам из этих сфер рассматривать огромные потоки инфы и принимать правильные решения.
Креативные профессии в AI-мире
Почти все известные предприниматели, к примеру, миллиардер Марк Кьюбан считают, что через 5-10 лет боты поменяют программистов, но мы не слышим, таковых прогнозов о творческих профессиях. Напротив, ведущие политики Европы сейчас ставят развитие культурных ценностей и креативного кластера как ценность.
Мэтью Бишоп, основной редактор журнальчика The Economist, считает, что ИИ окажет огромное воздействие на профессии, которые соединены с определением образов, анализом данных, отслеживанием тенденций и прогнозированием грядущего (бухгалтер, ассистент юриста, спец по логистике), но он не поменяет должности, которые требуют критичной оценки и креативности.
C ним согласен узнаваемый бизнесмен в области ИИ и экс-глава Гугл China Ли Кайфу. Китайский предприниматель считает, что профессии, основанные на творчестве, обучении (передаче мастерства) и заботе (воспитатели, консультанты), находятся в сохранности в дальнейшем AI-мире.
Надеюсь, что на данный момент все представители креативных индустрий выдохнули.
Пока мы обладаем опытом (даже травматическим), аналитическими способностями, критичным мышлением, желанием развиваться и увеличивать собственный профессионализм, ИИ нам не соперник.
По оценкам профессионалов, soft skills (к примеру, креативность и чувственный ум) на данный момент высоко ценятся, их востребованность будет повышаться с каждым годом.
Любые творческие практики непревзойденно развивают мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) и благоприятно влияют на ментальное здоровье. Они необходимы не только лишь представителям креативных профессий, да и исследователям, педагогам и руководителям — всем, кто воспринимает нестандартные решения.
К примеру, инструменты визуализатора — графические программки, а инструменты конструктора — пространственное воображение, насмотренность и критичное мышление. Конструктор либо дизайнер сейчас делают визуализации в программках, но с наслаждением делегируют эту задачку новеньким технологичным решениям на базе ИИ.
Чему обучаться
Где запирается одна дверь, раскрывается иная. Так как ИИ повсевременно обучается и совершенствуется, нам необходимо следовать его примеру и созодать то же самое. К огорчению, почти все учебные программки сделаны так, как будто ИИ совершенно не существует. На будущем рынке труда фактически не учитывается робототехника, хотя это вопросец ближайших 10 лет.
Эпидемия вынудила университеты направить внимание на технологии и серьезно отнестись к дистанционному обучению, которое дает доступ к большей инфы и большему количеству экспертов.
Это ни при каких обстоятельствах не подмена классической формы образования, а ее поддержка. Можно перевести в онлайн-формат большенный массив обучения, оставив неоценимое время для личного общения и животрепещущей практики.
Наш образовательный партнер МАРШ стал первым строительным университетом в Рф, который запустил онлайн-курс для абитуриентов. Они уже три года помогают ребятам из различных государств созодать 1-ые шаги в строительном мире.
Для того чтоб представителям творческих специальностей оставаться нужными в новеньком AI-мире, им нужно развивать чувственный ум, изучая произведения искусства и занимаясь творческими практиками (рисованием, музыкой, конструированием; ремеслами, где нужно что-то созодать руками). Нужно развивать критичное мышление — способность рассматривать и ставить под колебание информацию.
Рвение к созиданию и творческой деятельности — реальное преимущество ума человека перед искусственным умом, который он же и сделал.
Как достигнуть максимума
ИИ сотворен для роста производительности, а не сокращения занятости. Он не оставит представителей профессий, которые соединены с творческим мышлением, художественными произведениями и проектированием, без работы.
Но сиим спецам необходимо развивать критичное мышление, чувственный ум и остальные soft skills. Дистанционное образование — доступная форма обучения, которая смешивается с насыщенным образом жизни. Онлайн-курсы разрешают испытать себя в профессии и создать осознанный выбор.
Преподавание, забота о остальных, наука и менеджмент буквально не пострадают от внедрения ИИ. Напротив, он поможет спецам из этих сфер рассматривать огромные потоки инфы и принимать правильные решения.
Источник: