Диалектика с «винтиком»

ГераклитРезюме

Диалектику часто именуют инвентарем зания природы. Но, по воззрению создателя данной нам статьи, инструмент этот пока так же несовершенен, как могли быть неидеальны ножницы, без объединяющего два лезвия этого инструмента центрального винтика.

Сиим “винтиком” в диалектике является тот факт, что “борьба” противоположностей, – являющаяся движущей силой развития всех действий природы, -не абсолютна.

“Борьба” рождается при отклонении диалектической системы от состояния равновесия, и цель данной нам “борьбы” восстановление утраченного равновесия системы.

Оглавление

1. Современное осознание диалектики

2. Гераклит

3. Гегель, Вильгельм Фридрих

4. Карл Маркс

5. Ленин, Владимир Ильич

6. Ле Шателье, Анри Луи

7. Богданов, Александр Александрович

8. Твердохлебов, Геннадий Алексеевич

9. Диалектические системы

10. Диалектическое противоречие

11. Социальные диалектические системы

12. Диалектические формы развития

13. Диалектика равновесия рынка

14. Равновесие рынка труда

15. Личные диалектические противоречия

16. Формально-логические противоречия

1. Современное осознание диалектики

Современное осознание диалектики – философская теория, в соответствие с которой единственным источником всякого движения, всякого развития в природе, обществе и мышлении является «борьба» противоположностей. Ещё её, совсем справедливо, именуют наукой о более общих законах развития всех действиях вселенной.

Диалектика определяется одним единственным законом – закон единства и борьбы противоположностей.

Вся остальная диалектика есть огромное количество принципов, отражающих те, либо другие взаимодействия меж противоположностями.

Принципы взаимодействия меж противоположностями: переход количественных конфигураций в высококачественные, отрицание отрицания, тождество (равновесие) противоположностей, суть и явление, форма и содержание, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и реальность, единичное и общее, относительность правды, относительность противоположностей и т.д.

2. Гераклит

Одним из основателей диалектики В.И. Ленин называл Гераклита (ок. 544 — ок. 483 до н.э.) древнегреческого философа материалиста.

Благодаря показаниям Аристотеля, Гераклит известен пятью доктринами, более необходимыми для общей интерпретации его учения:

Огнь есть начальная вещественная причина мира.
Данная доктрина согласуется с современной теорией рождения нашего мира средством огромного взрыва.Есть повторяющиеся эпизоды мирового пожара, во время которых космос уничтожается, чтоб возродиться опять.
Согласуется с современным представлением о том, что наш мир когда-нибудь будет уничтожен, чтоб возродиться вновь.Всё есть поток.
Согласуется с современным признанием нескончаемого движения и необратимостью протекающих событий.Тождество противоположностей.
Согласуется с современным признанием того, что тождество противоположностей заметнее всего в соц диалектических системах, где «борьба» происходит меж индивидумами, политическими партиями, государствами и т. д., другими словами «борющиеся» противоположности не только лишь являються одноименными, да и тождественными по собственной сущности. А противоположности типа: денек – ночь (то есть темное время суток), зима – лето, война – мир, насыщение – голод закономерно проходят состояние равновесияНарушение закона противоречия.
Согласуется с современным представлением о том, что нарушение противоречия наблюдается, когда диалектическая система находится в состоянии равновесия, когда противоположности уравновешивают друг дружку, когда скорость определяющего системой процесса равна нулю, когда нет «борьбы», когда наблюдается гармония противоположностей, когда страны умиротворенно сосуществовуют, индивиды симпатизируют друг дружке, фракции соединяются воединыжды в единую партию, когда уровни воды в сообщающихся сосудах полностью равны.

Для наиболее полной интерпретации диалектики Гераклита к данным доктринам следует добавить ещё одну:

Логос как бог, судьба, необходимость, мудрость, закон, как сумма всех противоположностей.
Согласуется с современным представлением о том, что большенный взрыв сформировал всеобщую программку развития вселенной, определившую протекание всех действий вселенной, включая эволюцию нашей Земли и судьбу всякого из нас.

Таковым образам, Гераклит определил закон диалектики:

Нескончаемая борьба противоположностей: «Война-отец всего и всего правитель; одним она обусловила быть богами, другим-людьми; одних она сделала рабами, остальных – вольными» (ф.44), которая являются движущей силой всякого движения, всякого развития в природе, обществе и мышлении.

При этом, Гераклит отразил, что противоположности в собственной борьбе могут претерпевать разные состояния:

Отрицание отрицания.
«Огнь живет гибелью земли, воздух живет гибелью огня, вода живет гибелью воздуха, земля — гибелью воды» (ф. 25).
«Бессмертные – смертны, смертные — бессмертны: жизнь одних есть погибель остальных и погибель одних есть жизнь остальных» (ф. 67).

Относительность правды.
«Прекраснейшая мортышка отвратна по сопоставлению с человечьим родом» (ф. 99).
«Наимудрейший из людей по сопоставлению с богом покажется мортышкой в отношении мудрости, красы и всего остального» (ф. 98).

Практика – аспект правды.
«Мышление – величавое достоинство, и мудрость заключается в том, чтоб гласить настоящее и чтоб, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно» (ф. 107).
«Нехорошие очевидцы глаза и уши у людей, которые имеют грубые души» (ф. 107).

Относительность противоположностей: что для людей обратно, для вселенской необходимости – тождество.
“У бога отлично все: и отлично, и справедливо – люди же одно считают несправедливым, другое – справедливым» (ф. 61).
«Бог есть денек и ночь (то есть темное время суток), зима и лето, война и мир, насыщение и голод » (ф. 36).
«Путь валяльного винта, прямой и кривой – один и этот же» (ф. 50). Моё (Т.Г.А.) уточнение «Путь валяльного винта, прямой и кривой сразу»

Переход количественных отношений в высококачественные. “Связи: целое и нецелое, сходящееся и расходящееся, согласное и разногласное, и из всего – одно, и из 1-го – все.” (ф. 59)

3. Гегель, Вильгельм Фридрих

Значимый вклад в пропаганду диалектического способа мышления внёс Гегель, Вильгельм Фридрих (1770 — 1831), который «…в первый раз представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 23).

Гегель известен как пропагандист диалектического способа мышления.

Но собственные разработки Гегеля изобилуют повторами мыслях Гераклита.

Гегель: мысль борьбы противоположностей. Гераклит: «Необходимо знать, что война всеобща и правда – борьба и что все происходит через борьбу и по необходимости.» (ф. 61).

Гегель: мысль о переходе количественных конфигураций в высококачественные. Гераклит: «Связи: целое и нецелое, сходящееся и расходящееся, согласное и разногласное, и из всего – одно, и из 1-го – все.» (ф. 59)

Гегель: мысль о отрицании отрицания. Гераклит: «Огнь живет гибелью земли, воздух живет гибелью огня, вода живет гибелью воздуха, земля — гибелью воды» (ф. 25).

А триада Гегеля: «тезис – антитезис – синтез» как база развития мира и мышления в главный массе случаев не соответствует беспристрастной действительности.

Вклад Гегеля в теорию материалистической диалектики, на наш взор, не стоит гиперболизировать.

4. Карл Маркс

Карл Маркс (1818 –1883) обогатил диалектику теорией социально-экономического развития общества, где противоречие меж производительными силами и производственными отношениями общества, является движущей силой перехода от одной стадии публичной эволюции к иной, от одной социально-экономической формации к иной.

«Борьба» же противоположностей осуществляется в форме объединённых в классы борьбы эксплуатируемых против эксплуататоров.

5. Ленин, Владимир Ильич

Ленин, Владимир Ильич (1870 – 1924) уточнил формул Маркса о социально-экономическом прогрессе: “1-ая производительная сила всего населения земли есть рабочий, трудящийся” (ПСС., Т. 38, с. 359.) . Опосля что перерастание производительными силами собственных производственных отношений перевоплотился во всем понятую формул: понимание эксплуатируемых того, что так далее жить нереально. Необходимы новейшие производственные дела, нужна новенькая форма принадлежности, нужна новенькая революция.

К тому же Ленин наиболее верно, чем все предшественники, определил закон диалектики: “условие зания всех действий мира в их „самодвижении”, в их спонтанном развитии, в их жив жизни, есть зание их как единства противоположностей. Развитие есть «борьба» противоположностей ” (ПСС. Т. 29. с.316 – 317).

Но, видимо, пьяный классовой борьбой, Ленин возвел категорию «борьба» в абсолют: «единство (совпадение, тождество, равнодействие) противоположностей условно, временно, преходяще, релятивно. Борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как полностью развитие, движение». (ПСС. Т. 29. С. 317).

6. Ле Шателье, Анри Луи

Движимой любознательностью ход науки неумолим: в 1884 году Ле Шателье, Анри Луи (1850 1936) определил принцип динамического равновесия хим системы, сейчас носящий его имя. Согласно этому принципу система, находящаяся в состоянии устойчивого хим равновесия, при наружном действии (изменении температуры, давления, концентрации реагирующих веществ и т.д.) стремится возвратиться в состояние равновесия, компенсируя оказанное действие.

7. Богданов, Александр Александрович

А в 1913—1922 российско-советский ученый Александр Александрович Богданов (1873 – 1928), разочаровавшись в диалектике Гегеля и Маркса, решил сделать свою диалектику, названною им тектологией. И в собственной работе «Тектология: всеобщая организационная наука» разглядывает природу как совокупа механических, физических, био, соц и т.д. систем и их комплексов, которые в соответствие с законами самоорганизации развиваются от 1-го динамического равновесия до другого.

Смотрите такжеАвторский материал

Математика не обрисовывает настоящие дела объектов мира

29.08.2020Авторский материал

Философские ошибки физических теорий

26.08.2020 8. Твердохлебов, Геннадий Алексеевич

И в конце концов, крайний штришок в осознании диалектики сделал 1985 году в собственной статье «Диалектика эволюции звериного мира. Суть диалектического противоречия» Твердохлебов Геннадий Алексеевич (1945 – ), который вставил – по его выражению – «центральный винтик диалектики», аналогичный винтику в ножницах, без которого этот нужный инструмент преобразуется в безделицу.

В осознании диалектики сиим винтиком является тот факт, что принимающая различные формы диалектическая «борьба» может иметь различную степень интенсивности, включая величину близкую к нулю.

Величина интенсивности «борьбы» противоположностей зависит от степени уравновешенности этих противоположностей, которые имеют полностью определенную форму.

Это быть может парой частиц с электрически обратными зарядами, парой галлактических объектов, притягивающихся друг к другу обратными гравитационными силами, социальной парой: «индивидум – индивидум», «класс – класс», «правительство – правительство», любая из противоположностей которых стремится к ублажению собственных потребностей во вред, обычно, способности ублажения потребностей собственного антипода.

9. Диалектические системы

Эти пары Твердохлебов Г. А. именовал диалектическими системами (7).

В мире нет ничего, не считая диалектических систем единства противоположностей. Любая из противоположностей диалектической системы может состоять из огромного количества остальных диалектических систем.

Понятно, все диалектические системы в мире имеют ту либо иную форму, и ту либо иную степень связи и взаимозависимости.

Но их разделение на пары это не попросту комфортная условность, придуманная для описания тех общих закономерностей развития, которые присущи всем действиям природы, а условность, отражающая самую соответствующую форму с большей степенью взаимозависимости реально имеющихся противоположностей.

Развитие диалектической системы есть развитие определенного процесса природы, основой которого является эта диалектическая система.

Осознать сущность какого-нибудь процесса природы можно лишь отыскав ту главную диалектическую систему, которая описывает суть этого процесса.

Диалектическая система может находиться как в состоянии равновесия, определяющегося равенством её противоположностей, так и выходить из состояния равновесия, когда под действием наружных либо внутренних действий противоположности перестают уравновешивать друг дружку.

10. Диалектическое противоречие

Неравновесность диалектической системы это и есть диалектическое противоречие – термин, который, с одной стороны отражает «ненормальность» состояния системы, с иной – то, что как раз эта «ненормальность» является движущей силой развития определенных действий природы.

Диалектическое противоречие устраняется диалектической «борьбой», нацеленной на восстановление утраченного системой равновесия.

Например, если уровни воды в сообщающихся сосудах перестают быть равными, рождается «борьба» в форме движения воды, направленного на сглаживание уровней.

Чем больше неравновесность системы, тем интенсивней «борьба», тем больше скорость протекания соответственного процесса природы, что несложно осознать из выше приведенного примера.

11. Социальные диалектические системы

Социальные диалектические системы имеют свою специфику развития.

Эта специфичность состоит в том, что выходящая из состояния равновесия несоциальная диалектическая система сходу же, автоматом рождает «борьбу», направленную на восстановление равновесия. Рождение же «борьбы» в соц системах постоянно опосредовано личным либо публичным сознанием.

Например, если происходит нарушение гомеостаза (тоже собственного рода равновесие, баланс) организма индивидума, и рождается какая-либо потребность, то «борьба» в форме деятельности, направленной на ублажение потребности, может появиться лишь опосля понимания индивидумом рожденной потребности и понимания путей и методов её ублажения.

Приблизительно то же самое происходит, если один публичный класс эксплуатируется остальным классом. Борьба эксплуатируемых против эксплуататоров может появиться лишь опосля понимания эксплуатируемыми факта эксплуатации, и понимания путей и методов ликвидации тех производственных отношений, средством которых организовывается эксплуатация.

Если же факт эксплуатации осознан лишь эксплуататорами, то в этом случае имеет пространство «борьба» в форме пропаганды эксплуататоров, где имеющиеся производственные дела представлены как верх совершенства, а наиболее демократические формы организации общества с наиболее справедливым распределением дохода представляются как небезопасные, ведущие к хаосу, формы (6).

12. Диалектические формы развития

Диалектические системы могут иметь вид, где одна из противоположностей является определенным действием, а иная – диалектической формой развития этого процесса.

Например, система понятий «мое – не мое», которая является первой системой понятий рождающегося личного сознания, является действием сопоставления индивидумом всего того, что соединяется воединыжды понятием «мое» со всем тем, что соединяется воединыжды понятием «не мое», где и рождается диалектическая форма развития этого процесса понятие «я» (9).

С перерождением системы «особь – особь» в систему «индивидум – индивидум», сущностью развития которой является развитие правоотношений меж индивидумами, а потом и меж всеми субъектами права, рождается диалектическая форма развития этого процесса – муниципальная власть, которая сначало не могла иметь никакой иной формы, не считая формы покровительства осознавшей (в «борьбе» системы понятий «мой ребенок – не мой ребенок») свое материнство мамы своим детям.

В процессе исторического развития людского общества, с развитием, совершенствованием средств производства, с совершенствованием форм принадлежности на средства производства, с развитием публичного сознания меняются правоотношения меж субъектами права муниципальных образований, меняющиеся правоотношения перерастают свою диалектическую форму – муниципальную власть, требуя высококачественных конфигураций данной нам формы. Что временами и происходит, почаще – средством революций, пореже – средством эволюционных социально-экономических преобразований. Но какие бы конфигурации ни претерпевала муниципальная власть, начиная с самой первой – матриархатной – собственной формы и кончая современными государствами, суть этого явления остается постоянной: муниципальная власть остается диалектической формой развития правоотношений меж образующими данное правительство субъектами права(8).

13. Диалектика равновесия рынка

Нередко формирование равновесия диалектической системы происходит средством формирования равновесия образующих её диалектических систем.

Например, рынок – институт обмена продуктами – сформировывает своё равновесие, где спрос уравновешивается предложением на уровне беспристрастных цен, на уровне эквивалентного обмена, средством уравновешивания систем «клиент – клиент», «торговец – торговец», «клиент – торговец» и «спрос – предложение».

Диалектика формирования этого равновесия смотрится последующим образом.

Любой участник обмена, стремясь к наибольшей выгоде, но остается, но, довольным обменом, если его выгода оказывается равной выгоде его соперников.

В критериях рынка вольной конкуренции, когда у всех схожих продуктов и для всех покупателей формируются однообразные цены, а для всех производителей (средневидовой производительности) формируются равные нормы прибыли, здесь-то в головах участников обмена является понимание того, что рынок сформировал «обычные» цены и «обычные» прибыли, что значит, что цены продуктов оказались равными ценам их производства.

Так рынок вольной конкуренции, через удовлетворенность равноценностью обмена большинства его участников, сформировывает эквивалентный обмен, сформировывает беспристрастную величину цены обменивающихся продуктов.

Так действует «невидимая рука» Адама Смита, либо механизм автосоизмерения стоимостей.

14. Равновесие рынка труда

Рвение диалектических систем к равновесию – закономерность, не имеющая исключения.

Но чтоб передвигающийся к точке равновесия маятник достигнул цели, ему ничего не обязано мешать.

Спор меж рыночными фундаменталистами, считающими, что рынок сам всё «утрясёт», и поэтому к нему не следует дотрагиваться, и плановиками, которые считают, что всё необходимо регулировать, на теоретическом уровне решается достаточно просто – рынок следует регулировать в направлении устранения обстоятельств, мешающих работе механизма саморегулирования.

Чтоб эту теорию воплотить на практике, необходимо знать условия удачной работы этого механизма.

Если классифицировать все обилие критерий формирования сбалансированного рынка, то это обилие можно свести к двум главным условиям.

1-ое – достаточное, чтоб рождать конкурентнсть, количество субъектов “борьбы”.

2-ое – отсутствие каких-то льгот в данной нам “борьбе” у каких-либо субъектов обмена.

Нарушение хотя бы 1-го из этих критерий рождает возможность подходящим субъектам обмена смещать обмен из точки равновесия в свою пользу. В итоге что рождается личная величина цены, которая может неоднократно различаться от беспристрастной ее величины.

Рынок труда, где обменивается труд на зарплату, имеет пространство быть на любом самостоятельном предприятии. Биржа труда, где обменивается способность к труду на рабочее пространство, есть «входная дверь» на рынок труда.

Возмутительным нарушением условия равновесия рынка труда является внедрение наемного труда.

Работодатель-собственник компании, имея монопольное право на рыке труда собственного компании определяеть как стоимость труда наемных работников, так и стоимость собственного труда, естественно, пользуется сиим правом. Он завышает стоимость собственного труда средством занижения цены труда наемных работников.

Другими словами работодатель присваивает часть цены труда наемных работников в виде личной надстройки над беспристрастной стоимостью собственного труда.

Так, максимально просто, раскрывается ларчик капиталистической эксплуатации (5).

Выполнить условия функционирования сбалансированного рынка труда, где формируются конкретные величины цены труда членов производственного коллектива, на теоретическом уровне нетрудно. Для этого уже есть и теоретическое обоснование, и даже практическое апробирование. Остаётся лишь организовать политическую силу, способную ввести в практику производственные дела рыночного социализма.

15. Личные диалектические противоречия

Суть личной диалектики проявляется в различных взаимодействиях индивидума с окружающей реальностью, включая взаимодействия индивидов вместе.

Личное диалектическое противоречие формируется при неадекватном отражении индивидумом окружающей действительности, где могут рождаться умственные конфликты в виде формально-логических противоречий, либо в виде конфликтов индивидума с самой реальностью в виде, к примеру, неправильной оценки индивидумом собственных сил для преодоления какого-нибудь препятствия.

Личные противоречия могут формироваться на базе различных различий меж индивидумами: умственных, нравственных, религиозных; либо даже на базе различного толкования 1-го и такого же термина. Эти противоречия ещё именуют персональными диалектическими противоречиями.

Личные противоречия могут формироваться на базе не поддающейся объяснению антипатии, а исчезновение противоречий может происходить на базе установления симпатии.

Личные противоречия могут формироваться на базе алчных интересов индивидов, когда один индивидум пробует удовлетворить свои потребности за счёт ущемления ублажения потребностей другого индивидума, что происходит в процессе обмана, эксплуатации, грабежа и т.д.

Когда ведут взаимодействие единомышленники, то при отсутствии алчных интересов и антипатии противоречия меж ними приближаются к нулю, что является основой для формирования различного рода обществ единомышленников. На базе единомыслия формируются политические партии, классы и цивилизации. Раскол партий, классов и наций происходит на базе формирования межгрупповых противоречий и единомыслия снутри каждой из групп. Но это уже не личные (личные), а социальные (групповые) противоречия. Законы их развития различаются тем, что личные противоречия разрешаются средством личного сознания, а социальные – средством публичного сознания, которое формируется фаворитами той либо другой группы единомышленников.

16. Формально-логические противоречия

Формально-логические противоречия тоже можно считать диалектическими противоречиями, имея ввиду, что эти противоречия, – рождающие конфликт (наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия) познающего беспристрастную действительность индивидума с изучаемой реальностью, – побуждают индивидума двигаться к наиболее четкому отражению действительности.

Литература

1. Гегель В.Ф. Соч., т. 5, М., 1937, с. 520–521
2. Дынник М.А Фрагменты Гераклита http://geraklit.moy.su/publ/5-1-0-6
3. Ленин В.И. Полное собрание сочинений, т. 29, 38.
4. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 23.
5. Твердохлебов Г.А. Форма принадлежности 21 века, либо равновесие рынка труда http://tverd4.narod.ru/st03.html
6. Твердохлебов Г.А. Движущие силы общественного прогресса. http://tverd4.narod.ru/st06.htm
7. Твердохлебов Г.А. Диалектика эволюции звериного мира. Суть диалектического противоречияhttp://tverd4.narod.ru/st04.htm
8. Твердохлебов Г.А. Рождение правоотношений и гос власти http://tverd4.narod.ru/st01.html
9. Твердохлебов Г.А. Теория мышления, либо эволюция высшей нервной деятельности {живых} организмовhttp://tverd4.narod.ru/sst02.htm

 

Источник: ab-news.ru

Рекомендованные статьи