Проанализируйте свое цифровое общение с коллегами. Какую пунктуацию вы используете и добавляете ли эмоджи? Отвечаете ли вы собеседнику сразу или же обычно извиняетесь за долгий ответ? А как вы ведете себя во время видеовстреч? Возможно, иногда заглядываете в телефон или случайно перебиваете собеседника?
По словам эксперта в области руководства Эрики Дхаван, из всех этих особенностей формируется «цифровой язык тела». Этой концепции она посвятила свою новую книгу. Как и физический, цифровой язык тела демонстрирует настроение и вовлеченность в разговор. Вот какие советы дает Дхаван тем, кто хочет построить успешную цифровую коммуникацию.
Цифровой язык тела: рекомендации по общению с коллегами в сети
Дарья Сидорова
С распространением удаленной работы эффективность цифрового общения становится все более актуальной. Однако психологи уже давно выяснили, что в этой области часто возникают недопонимания. Для примера Дхаван приводит исследование 2005 года, посвященное восприятию сарказма. Оно показало: 76% опрошенных смогли определить сарказм на слух и лишь около 56% — в письменном тексте.
Собственное исследование Дхаван показывает, что подобные недопонимания могут серьезно снизить продуктивность. Она обнаружила: из 2 тысяч сотрудников и менеджеров, участвовавших в опросе, 70% считают, что проблемы в цифровом общении часто препятствуют эффективной работе. Это приводит к потере около четырех часов еженедельно, что составляет 10% от обычной рабочей недели.
Онлайн-галерея «Цифровые двойники». Угадай, что изображено на картинах.
Как же это исправить? Дхаван не советует устанавливать строгие правила онлайн-этикета. Вместо этого она рекомендует внимательнее относиться к своему цифровому языку тела.
Письменное общение
Эмоджи и пунктуация. По мнению Дхаван, эти элементы часто помогают прояснить значение слов, как, например, кивок головой и улыбка при личной встрече. ЗАГЛАВНЫМИ буквами можно продемонстрировать срочность или волнение, «?!?» — нетерпение и раздражение, а эмоджи — взаимное признание.
Исследования показывают, что примерно 60-80% личного общения состоит из невербального языка: темпа, пауз, жестов и тона. Все эти сигналы наполняют речь энергией и эмоциями. Дхаван считает, что пунктуация и символы в цифровом мире — новые средства передачи этих эмоций.
Поэтому, если это уместно, не стесняйтесь использовать менее формальные цифровые сигналы. И помните, что собеседник также может их ожидать.
Прочие сигналы. Пунктуация и эмоджи являются частью более широкого набора сигналов, устанавливающих тон общения. Прочие сигналы включают приветствие (его наличие или отсутствие), а также подпись (эмоционально отстраненное «С наилучшими пожеланиями» или же восторженное «Спасибо»).
Резкая смена тона в процессе общения — еще одна частая причина беспокойств.
-
Иногда это сделано намеренно, чтобы показать переход к более формальному обсуждению. При личном общении в таком случае собеседник меняет тон голоса.
Случайной смены тона лучше избегать, так как это приводит к лишнему беспокойству. Дхаван советует: если вы не понимаете, почему собеседник начал общаться иначе, лучше по возможности связаться с ним лично.
При письменном общении — как по почте, так и в мессенджерах — не менее важно обращать внимание на время ответа. Возможно, вы хотите сначала разобраться в вопросе, прежде чем отвечать на него. Однако такая задержка может быть воспринята как отсутствие интереса. В таком случае, Дхаван советует отправить короткий ответ, показывающий, что вы рассмотрите запрос в ближайшее время.
Дхаван также считает, что перед отправкой очень важно вычитать сообщение. Так вы убедитесь, что его смысл и эмоциональный подтекст ясны, а значит, сэкономите время, избежав недопонимания в будущем.
Видеозвонки
Общение по видеосвязи сопряжено с другими трудностями. Дхаван предлагает множество советов, которые помогут их избежать. К примеру, во время групповых звонков можно попросить участников поднимать руку, если они хотят заговорить. Также можно назначить модератора, который будет следить за тем, что люди не отклонялись от главной темы.
Дхаван также настоятельно рекомендует не отвлекаться на другие дела во время видеозвонков, в том числе не использовать другие гаджеты. По ее словам, собеседник, которые пытается установить с вами зрительный контакт, обязательно заметит, что вы посматриваете в свой телефон. Это показывает отсутствие энтузиазма и вовлеченности.
Если вы знаете, что вам, к примеру, может поступить другой звонок, следует заранее предупредить собеседников. Также можно объяснить причину своего ухода в чате. Так вы продемонстрируете уважение ко всем участникам встречи.
Дополнительные советы
Независимо от того, какую среду вы используете, Дхаван рекомендует учитывать два фактора — близость с собеседником и его рабочие полномочия. Это актуально как для людей на вершине иерархии, так и для тех, кто только начинает карьеру.
Стажеру следует с особой внимательностью следить за стилем общения руководителя, чтобы случайно не перейти к неуместной неформальной манере.
Это важно и для руководителя: речь может показывать как желание обеспечить эффективность, так и недостаток интереса к благополучию сотрудников.
Коллеги, которые много работают вместе, могут перейти к более неформальному цифровому языку тела. Но даже в таком случае необходимо следить за тем, что вы правильно доносите свои мысли.
Не меньшее внимание стоит уделять признательности. В реальной жизни ее показывают с помощью рукопожатия и улыбки, однако в онлайн-общении сигналы менее очевидны или вовсе отсутствуют. Чтобы это исправить, отправьте коллеге электронное письмо после онлайн-встречи и поблагодарите за работу. Или же добавьте младшего коллегу в рассылку для клиента, чтобы выразить признание к его вкладу в проект.
Как и любой навык, цифровой язык тела требует практики. Чаще обращайте внимание на то, как общаетесь с коллегами, и избежите дискомфорта и недопонимания в будущем.
Источник.
Источник: