Авиакеросин в пролёте: маленький спрос вынудил НПЗ уменьшить его выпуск до минимума

Пока власти боролись с ростом цен на рынке авто горючего, препядствия начались в секторе горючего авиационного. Из-за низкого спроса и требований Минпромторга срочно нарастить поставки бензина нефтепереработчики уменьшили выпуск авиакеросина. Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) считает, что, если объемы авиаперевозок будут расти таковыми же темпами, как авто трафик в мае-июне, избежать недостатка, а как следует, и роста цен, навряд ли получится. Материал подготовлен специально для ИА REX.

Выход авиакеросина из нефтяного сырья в августе составит 3,7% против 4,1% в июле и 4,4% год назад, докладывает «Коммерсантъ» со ссылкой на компанию «Петромаркет». Наибольший за крайнее время уровень был зафиксирован в июле 2019 года (4,9%).

Керосин никому не нужен

Такое изменение вызвано сочетанием нескольких причин. В связи с карантином и перекрытием границ «на бетон» встал фактически весь воздушный флот, что вызвало резкое падение цен на горючее. По данным Reuters Kortes, с начала года цены на авиакеросин в аэропортах РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) в среднем свалились на 24%, биржевые – на 32,1%, оптовые – на 31,1%. В критериях, когда из-за демпфера рентабельность переработки ушла в отрицательную зону, нефтеперерабатывающие фабрики начали перенастраивать оборудование с тем, чтоб повысить выход горючего с наибольшей маржинальностью.

Таковым продуктом стал автобензин. Нежданно резкое восстановление спроса опосля отмены карантинных мер, сопровождавшееся ранешным выводом установок НПЗ на плановый ремонт, привело к формированию недостатка на рынке авто горючего, цены на которое на Санкт-Петербургской бирже лупили сначала лета рекорд за рекордом. Ситуацию усугубили принятые правительством меры по поддержке производителей – сокращение нормативов биржевой реализации нефтепродуктов и запрет на их импорт.

Для ликвидации недостатка Минпромторг рекомендовал нефтяным компаниям нарастить поставки горючего на рынок, что они и сделали. Как видно из приведенных цифр, за счет сокращения производства авиакеросина.

Недостаток заказывали?

Тем временем спрос на авиационное горючее также начинает восстанавливаться. В среду сделалось понятно, что Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) обратилась к министру транспорта РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) Евгению Дитриху с просьбой проверить обоснованность скачка цен на авиакеросин в русских аэропортах. По данным АЭВТ, цены на горючее в августе по сопоставлению с июлем в аэропорту Кольцово (Екатеринбург) выросли на 62,1%, в Красноярске – на 48,6%, в Краснодаре – на 48,4%, в подмосковном Жуковском – на 36%, в Иркутске – на 28,1%, в аэропорту Благовещенска – на 21,1%, во Владивостоке – на 20,4% и в Пулково (Санкт-Петербург) – на 18%.

Минтранс и ФАС уже пообещали проверить эти сведения, хотя и высказывают сомнения в вине поставщиков горючего. «Нужно пресекать злоупотребления в данной сфере, беря во внимание, что стоимость горючего впрямую влияет на конечную стоимость авиабилетов и доступность авиауслуг для людей Русской Федерации. Мы полагаем, что эта ситуация быть может вызвана нежеланием авиакомпаний получать авиакеросин на бирже, а заместо этого закупать его на торгах», – заявил начальник Управления топливно-энергетического комплекса и хим индустрии ФАС Армен Ханян.

В прессе также возникли сообщения, что сведения о резком подорожании авиакеросина – просто конфликт (наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия) хозяйствующих субъектов. Типо «Роснефть», в июле продававшая горючее с дисконтом в 15 тыс. рублей на тонну (около 35%), в августе отменила скидки в связи с восстановлением рынка. Один из ее основных клиентов, «Уральские авиалинии», возмутился сиим обстоятельством и инициировал жалобу в Минтранс. При всем этом о недостатке горючего речи не идет, говорят все заинтригованные стороны.

В то же время исключать развития событий на рынке авиатоплива аналогично бензиновому недозволено. Припасы авиакеросина в стране относительно невелики, а перенастройка оборудования НПЗ и его выход на новейшие режимы просит времени (вспомним, что понижение выхода до сегодняшних уровней потребовало нескольких недель). Если начнется общее снятие запретов на международные перелеты, появление локальных недостатков и взлет цен фактически неминуемы.

Источник: iarex.ru

Рекомендованные статьи