Развитие памяти — действенные методы тренировки

Бывает такое, что вы входите в комнату, но здесь же забываете, для чего сюда шли? Это не уникальность. Раз в день человек сталкивается с большими размерами инфы и обязан обрабатывать эти данные. По логике больше необходимо держать в голове, но выходит напротив. Сетовать на память начинают не пожилые люди, а юные люди, которые занимаются умственным трудом.

Николай Ягодкин, основоположник Центра образовательных технологий Advance, ведает о методиках, которые должны посодействовать сделать лучше память и развить внимание.

Развитие памяти — действенные методы тренировки

Николай Ягодкин

Содержание статьи:

Развитие памяти
Что такое память и запоминание
Индивидуальности памяти человека
Виды памяти
Как развивать память взрослому человеку
Как развить память у малыша
Упражнения для развития памяти

Развитие памяти и внимания

Развитие памяти и мышления

Заключение

Развитие памяти

Начнем с того, что в любом деле принципиально верно поставить цель. Здесь можно выделить последующие: 

    тренировка памяти, чтоб запоминать пару лиц на собеседовании либо сходу 10-20 лиц на конференции;
    тренировка, чтоб запоминать цифровую, визуальную и прочую информацию сразу;
    тренировка ради общего тонуса психики либо предотвращения возрастных конфигураций;
    тренировка для роли в мировом чемпионате по памяти (и всех когнитивных соревнованиях);
    тренировка ради общего развития сознания.

Что такое память и запоминание

Запоминание — это процесс сохранения в памяти новейшей инфы. Память содержит в себе и процесс запоминания, и проигрывания, и систему повторения. Запоминаем мы полностью все без исключений, вот лишь воспроизвести это самое «все» можем далековато не постоянно.

Фоновое запоминание подразумевает запоминание естественным образом. Оно не просит ни сил, ни осознанных усилий и отлично хранится в том объеме, в котором у нас натренирован этот механизм. Фоновое запоминание тренится попытками  вернуть происходящее детально и тщательно. Для этого как можно почаще вспоминайте ту информацию, с которой работали.

Пытайтесь вспоминать, что непосредственно было написано в электрических письмах. Если вы помните, что письмо было структурированным, попробуйте вспомянуть, сколько там пт и о чем они.

Так вы настроите фильтры восприятия мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) на то, что неважно какая информация может потребоваться для проигрывания. И, соответственно, хранение и доступ к данной для нас инфы будет организован на наиболее высочайшем уровне.  

Чтоб тренировать этот вид запоминания, рекомендуем вести ежедневник и практиковать упражнение «Перепросмотр». Для этого перед сном издержите время не на пролистывание ленты в соцсетях, а на восстановление прожитого денька в мелких подробностях (к примеру, завтрак, варка кофе, звонок родителям, поиск ключей от машинки). Не пропускайте элементы денька, даже если поначалу будете растрачивать много времени. Как процесс пойдет резвее, усложните задачку: вспоминайте денек напротив. 

Зубрежка — очередной метод запоминания, при котором мы нарабатываем нейронные связи за счет неоднократного повторения материала. Зазубривать эффективнее, чем надежды  на фоновое запоминание. Вот лишь зубрежка — весьма кислое занятие и плодит нехорошие эмоции (Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений), потому тренировать этот метод мы не советуем ни в котором виде. К счастью, есть наиболее достойные внимания методы для тренировки запоминания. 

Ассоциативное запоминание — осознанное формирование ассоциаций либо мнемотехника. Этот метод мы советуем и практикуем с нашими студентами. Запоминание через ассоциации полезно для развития памяти, тренирует воображение и дозволяет трениться стремительно и любопытно. О этом будем гласить далее.

Индивидуальности памяти человека

Человек лучше запоминает информацию, которая вызвала у него эмоции (Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений) и нарисовала в голове картину. За счет что художественные произведения и забавные истории запоминаются просто, а проф литература либо текст со обилием цифр проблематично?

Рисунки, которые мы представляем, сформировывают эталонные нейронные связи. В один прекрасный момент прочитав «Тихий Дон», вы будете непревзойденно держать в голове, как смотрится Аксинья, ведь Шолохов детально описывал героиню не одну страничку! А бывало так, что вы случаем натолкнулись на кинофильм, но осознаете, что уже смотрели его несколько годов назад? Некий момент для вас так запомнился, что нейронные связи все еще живые.

Общее свойство нашего организма определил русский биолог П.Ф. Лесгафт: «Что не упражняется, то распадается». Навык, который не употребляется либо информация, которая не повторяется, удаляются за ненадобностью. Чтоб сохранить нужные данные, их необходимо повторять, а навык тренировать. 

Чтоб держать память в тонусе, необходимо всегда обучаться. Наибольший спад наших умственных возможностей приходится на период с 22 до 25 лет (опосля окончания института). В это время мы перестаем обучаться, а если 20 лет употреблять мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) лишь для обычных задач и ограниченного функционала (как нередко и происходит на работе), то ранее наработанные нейронные связи упраздняются.

Все это приводит к грустной статистике: согласно исследованию The Boston Consulting Group (BCG), образование большинства людей в Рф опосля 25 лет практически сходит на нет. Необходимо отходить от данной для нас практики и осваивать новое. Еще полезно созодать обычные вещи левой рукою (если вы правша). 

Виды памяти

Существует много классификаций памяти. По способу запоминания выделяют: образную (зрительная, слуховая, обонятельная), моторную, чувственную и логическую. Но почаще всего память делят на короткосрочную, среднесрочную и длительную. 

    короткосрочная — это память от нескольких секунд до 3-х минут;

    среднесрочная — быть может от нескольких минут до момента первого сна человека;

    длительной памятью в психологии числятся мемуары, которые пережили сон человека. 

Длительная либо длительная память тоже быть может разной. Что-то мы можем держать в голове на последующий денек, а что-то цитировать всю жизнь, как «Мой дядя самых добросовестных правил». Методы запоминания на различные сроки могут различаться, потому лучше сходу осознавать, через сколько будет нужно информация.

Если мы избираем наиболее сложные и действенные методы запоминания, то система повторения будет частью механизма удержания в памяти. Повторение — это не мама учения, а важная часть сохранения инфы в голове.

Как развивать память взрослому человеку

Начинать лучше с развития не памяти, а воображения (они тесновато соединены). Советую употреблять обыкновенные упражнения.

Упражнение «Подий»: изберите объект, пристально рассмотрите его и закройте глаза. На уровне мыслей расположите этот объект на подий и вращайте его в различные стороны так, чтоб разглядеть с различных сторон. 

Можно попробовать вспомянуть предмет во всех подробностях и деталях, а еще лучше – нарисовать его. Весьма принципиально созидать и переносить на бумагу полосы, образующие форму и контур. Уметь отрисовывать не надо, пусть картинки будут невзрачными, но это будет хорошая тренировка для мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека)

Как развить память у малыша

Занимаясь с ребенком, необходимо учесть его возраст. До 12 лет все упражнения должны проходить в игровой форме. К примеру, можно играться в подбор ассоциаций: устроить соревнование, кто подберет больше различных образов и ассоциаций к одному слову. Еще можно воспроизводить сложные цепочки (к примеру, из 20 слов) на скорость.

Лучше, чтоб один из родителей демонстрировал приемы запоминания на своем примере, поясняя, как конкретно он это запомнил, (через какие ассоциации). В особенности полезно, если объекты сложны для запоминания (к примеру, числа). Необходимо составить на числа образный алфавит (осознать, на что, по-вашему, похоже каждое число от 0 до 9). К примеру:

    0 припоминает пончик;

    1 — подъемный кран;

    2 — лебедь;

    3 — лук с натянутой тетивой;

    4 — перевернутый стул;

    5 — морской конек;

    6 — замок;

    7 — коса;

    8 — снеговик;

    9 — воздушный шарик. 

Создав собственный свой образный алфавит, можно учить даты, составляя цепочку и придумывая историю. К примеру, дату Ледового побоища (1242 год) можно уяснить так: представьте большенный подъемный кран, в кабине которого посиживает лебедь. Он цепляет на крюк стулья и сбрасывает вниз, где их ловит иной лебедь.

Чтоб различать 2-ух лебедей, сможете надеть на их различные свитера либо кепки. По мере тренировки можно будет опускать единицу, поэтому как большая часть дат начинаются идиентично. Цепочку можно уменьшить до 3-х частей. В итоге ребенок сам начнет выдумывать ассоциации и запоминать намного резвее. 

Упражнения для развития памяти

Опосля того как вы поработали над воображением, пора перебегать конкретно к памяти. Предлагаю два действующих упражнения.

Парочки

К примеру, необходимо уяснить слово подушечка, что по-английски pillow [пилоу]. Сейчас подберите фонетически схожее российское слово, к примеру, пила. Свяжите два вида (пила и подушечка). 

Представьте гигантскую белоснежную мягенькую пуховую подушечку, которую пилит пила. Очевидно, весь пух разлетается по воздуху и все вокруг становится белоснежным. Держите эту картину в голове и повторите трижды вслух: pillow, pillow, pillow.

Если слово длинноватое, делите его на два маленьких, к примеру, слово созвездие (constellation) можно представить как жеребца с телегой. Основное условие — сделать очень колоритную связь меж видами, которую не надо будет вспоминать (картина сама покажется в голове). Далее лучше как можно резвее перебегать на материал, который будет животрепещущ для вашей работы.

Цепочки

2-ое упражнение именуется «Цепочки». Оно подразумевает запоминание слов при помощи броской выдуманной истории. Так можно уяснить перечень покупок.

К примеру: хлеб, апельсины, колбаса, стиральный порошок, лампочка. Представьте свежайшую половинку хлеба, которую вы взяли с прилавка. Вы уже готовитесь положить ее в корзину, но замечаете, что из хлебной мякоти торчит апельсинная корка. Вы тяните за нее и вытаскиваете целый апельсин. Сейчас разрезаете его, а снутри не апельсин, а колбаса, да и с ней не все в порядке. Из белоснежных прожилок в мясе прямо на пол начинает сыпаться стиральный порошок. Вы смотрите на гору порошка на полу, а снутри пылает лампочка. Чем забавнее и необычнее будет ваша история, тем резвее вы вспомяните элементы цепочки. 

Развитие памяти и внимания

Чтоб иметь развитую память, необходимо поработать над вниманием. Почти все люди грешат на свою память и даже не подозревают, что хромает как раз внимание. Дело в том, что это два взаимосвязанных психологических процесса, поэтому что недозволено уяснить чего-то, не обратив внимания либо навести внимание, но не уяснить. 

Внимание бывает непроизвольное (к хоть какому резкому звуку или нежданно показавшемуся объекту. Это механизм, который заложен в человеке с рождения). 

Случайное внимание — наиболее непростой механизм. Оно дозволяет сфокусироваться конкретно на том, на чем нам самим охото. Случайное внимание у человека развивается лишь тренировкой. Потому выделяйте время на упражнения по концентрации внимания. 

    «Найди отличия» и различные лабиринты — упражнения не только лишь для малышей. Есть сложные варианты, которые заинтригуют и потребуют от взрослых высочайшей концентрации внимания.

    Таблицы Шульте. Хорошее упражнение, которое можно созодать где угодно, просто скачав приложение. Ваша задачка — как можно резвее отыскать все числа от 1 до 25 по порядку на поле 5×5. Как вы достигнули прогресса, усложняйте задачку, меняя опции: повысьте поле до 6×6 либо 7×7, подключите перемешивание чисел опосля всякого хода либо сделайте поле и числа в таблице цветными. 

    Тест Струпа. Тут вы не увидите вопросцев и вариантов ответа, только перечень слов, написанных различными цветами (к примеру, слово «красноватый» написано голубыми чернилами, а слово «зеленоватый» оранжевыми). Тренировка состоит в том, чтоб стремительно именовать фактический цвет слова, а не написанный. Нашему мозгу проще создать напротив: прочесть слово и проигнорировать цвет. 

    Игра «Муха» не только лишь действенное упражнение, да и радостное соревнование для всей семьи. Для вас пригодится поле 5×5. Изберите ведущего, который будет управлять полетом воображаемой мухи командами (вперед, вспять, на лево и на право). Муха вылетает из средней клеточки на поле. Задачка других взором отследить полет и верно именовать конечную точку приземления мухи.  

Развитие памяти и мышления

Мышление — тоже одна из граней сознания человека. Так как наше сознание является цельным, то прокачка хоть какого из его проявлений будет положительно сказываться на тренировке всего сознания и других его частей, в том числе мышления. Если вы тренируете память, внимание, то и мышление переживает положительные трансформации.

Тут как в спорте: даже если человек нажимает штангу лежа, его форма все равно будет лучше, чем у того, кто не занимается спортом совершенно. 

Чтоб развивать мышление, необходимо делать упражнения на визуализацию инфы, поэтому как эти два нюанса неразрывно соединены. Человек не может осознать ту информацию, которую не может зрительно представить. К примеру, если в простейшей арифметической задачке поменять объекты на абстракции, то взрослый человек не постоянно сумеет осознать, про что речь идет.

Заключение

Развитие памяти тесновато соединено с развитием внимания и мышления. Чтоб получить гармоническую тренировку всех граней сознания, необходимо созодать упражнения не только лишь на отдельные психологические функции, да и на визуализацию. Мы подготовили чек-лист, при помощи которого вы можете трениться и получить итог. 

Основное — верно поставить цель и осознать, для что вы желаете тренировать память.

Не третируйте системой повторения. Это принципиальная часть механизма запоминания.

Осваивайте новое, обучайтесь и стимулируйте создание новейших нейронных связей.

Поменяйте зубрежку на ассоциативное запоминание. Полезно развивать и фоновое запоминание.

Начинайте не с памяти, а с развития воображения.

Тренируйте память при помощи запоминания парной (упражнение «Парочки») и поочередной (упражнение «Цепочки») инфы. 

Тренируя память малыша, учитывайте его возраст. Используйте игровые механики и показывайте легкость запоминания своим примером. 

Занимаясь памятью, включайте упражнения на случайное внимание. 

Если мы говорим про прокачку мышления, то тренировка возможностей к визуализации инфы — один из основных критериев его развития.

Источник: rb.ru

Рекомендованные статьи