Почему дети пишут с ошибками и как с этим бороться

Школьники часто пишут безграмотно, а их родители из-за этого переживают. Можно ли переучить двоечника и сделать так, чтобы пропащий ученик научился писать грамотно? Мы поговорили с Натальей Романовой — автором книги «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» и руководителем Школы грамотности Романовых в Санкт-Петербурге. Наталья также ведет увлекательный блог, где рассказывает о главных ошибках людей при письме, заблуждениях педагогов и родителей. 

Наталья РомановаИз личного архива Натальи Романовой

Все безграмотные — дисграфики

— Почему вообще дети пишут безграмотно? 

— У школьников (носителей языка) причина упорной безграмотности только одна — подростковая дисграфия. Обычно это связано с функциональной незрелостью речевых систем и недостаточно устойчивым нейропсихологическим статусом подростка. Дисграфиками являются все те, кто перебивается с двойки на тройку и делает достаточное количество ошибок. В любом среднестатистическом классе обычных школ таких учащихся в лучшем случае половина, если не подавляющее большинство.

— Что такое дисграфия?

— На бытовом уровне дисграфия обычно выглядит как невнимательность. В ряде случаев таких учащихся в дошкольном возрасте направляют к логопедам. При письме они делают много разных ошибок, которые школьные учителя и родители обычно комментируют вот так: «правила знает, но ошибки делает», «ошибки из-за невнимательности», «занимается, но без толку».

— В одном из ваших постов сказано: «В основе грамотного письма лежит не знание правил, а слаженная деятельность речевых систем коры головного мозга. Для успешного обучения эти участки мозга должны созреть. У некоторых детей этот процесс происходит не так скоро и споро, как хочется взрослым. Именно тогда речь может идти о дисграфии». В каком возрасте обычно созревают эти участки мозга? Когда можно заподозрить у ребенка дисграфию?

— Многие неуспевающие знают нормативную грамматику, годами занимаются с репетиторами, но все это зря. В то же время большинство грамотных людей не вспоминает и не знает никаких правил.

Формирование участков мозга (речевых систем) человека происходит внутриутробно. Качественно сформироваться им могут помешать различные вредности раннего перинатального периода (при рождении), связанные с мелким родовым травматизмом, а именно: токсикозы, гипоксия, безводный период, стимуляция родовспоможения, стремительные роды, недоношенность, кесарево сечение и другие оперативные вмешательства, требующие работы анестезиолога; а также это могут быть особенности межполушарного взаимодействия (у левшей и амбидекстриков). Не надо думать, что дисграфия — это диагноз, заболевание. Это не более чем особенность развития человека в определенный период его роста, которая обычно компенсируется к концу пубертата.

С умственными способностями и общим развитием ее нельзя связывать. Дисграфики обычно хорошо успевают по тем предметам, которые не связаны с письмом. 

Дисграфию в перспективе можно прогнозировать, если имели место вышеперечисленные факторы, а также задержка речевого развития, дизартрия и разные другие логопедические проблемы у дошкольников. Но не только. Иногда она может быть следствием перинатальной энцефалопатии, но в нашей повседневной практике это редко бывает.

— Любой ли безграмотный человек — дисграфик? 

— Ответ может кому-нибудь не понравиться, но я вынуждена это подтвердить. Да, все безграмотные люди — дисграфики. Никаких других причин для этого нет и быть не может.

Школа и репетиторы не помогут

— Что поможет грамотному письму: практика, чтение, занятия с репетитором?

— Грамотному человеку никаких специальных усилий и занятий не требуется. Дисграфикам репетитор не поможет. Если же он есть, пусть занимаются литературой. Грамотность не повысится от диктантов, заучивания слов и повторения школьных параграфов. 

В моей Школе грамотности предусмотрены специальные тренинги, позволяющие развить внимание при письме, слухоречевую оперативную память, научиться писать под контролем интуитивно усваивающихся алгоритмов.

— Есть ли шанс, что в школе ребенка научат писать грамотно? Или на школу не стоит надеяться? Возможно, нужна какая-то реформа, чтобы изменить подходы к преподаванию русского языка?

— У школьной программы другие задачи. Обучение грамотному письму в ее планы не входит. Ее задача — изучение нормативной грамматики. Грамматика и грамотность — это не одно и то же. Грамматика изучает разделы языка, его строение, а также она описывает то, что и так очевидно. А грамотность — это навык, умение писать без ошибок, не думая каждую минуту, что это там за часть речи и что с ней делать или где какое склонение. Ни один нормальный человек при письме об этом думать не станет.

Насчет «реформы». Вряд ли это случится в обозримом будущем, но практическое письмо (умение писать без ошибок) должно быть отделено от изучения курса русского языка. Это разные предметы с совершенно разными задачами.

Мифы про книги и гаджеты

— С детства я слышу: «Чтобы писать грамотно, надо больше читать». Это справедливо? И что именно тогда нужно читать?

— Это широко распространенное заблуждение. Дисграфик не в состоянии продуктивно читать, как ждут от него родственники, от всей души желая ему добра. Надо понимать, что ему так же мучительно читать, как и писать. Люди пишут с ошибками не потому, что не читают книг, а потому, что они дисграфики. А у дисграфиков и с чтением те же самые проблемы, что и с письмом. 

Хватит уже повторять этот расхожий штамп: «книг надо больше читать». После таких заклинаний вряд ли кто-то захочет взять в руки книгу. 

В читающей семье никогда такая фраза не прозвучит. Там чтение — естественное занятие, и оно передается друг другу безо всяких заклинаний. Там, где стоит вопрос «книг надо больше читать», взрослые сами ничего не читают и не могут назвать ни одного современного автора.

Читать надо не с целью стать в результате этого процесса грамотным. Надо иметь к этому привычку, гарантом которой является семейная традиция. 

С нечитающим человеком неинтересно: он не может достойно поддержать разговор, не считывает цитат и различных культурных отсылок, не в курсе актуальных тенденций. 

Еще у него узкий кругозор и ограниченный запас слов. При общении с таким человеком приходится адаптировать свою речь. 

Чтение необходимо для установки общих кодов общения. Поэтому надо следить за выходом важных и интересных книг, покупать или скачивать их, подписаться на посвященные культурным явлениям сообщества в соцсетях, читать обзоры и рецензии. Надо быть в курсе, а не иметь на всякий случай дежурный ответ: «я классику читаю». Как правило, отвечающие так люди не знают ни одной современной книги, а под «классикой» подразумевают произведения из школьной программы, которых они также на самом деле не открывали.

А грамотность тут ни при чем.

— Вы заявляете (возмутительная для многих позиция!), что телефон и интернет не виноваты в безграмотности детей. Можете развернуть эту мысль? Гаджеты действительно не влияют на грамотность?

— Повторять друг за другом расхожие штампы намного легче, чем думать самому. Обвинять гаджеты и технический прогресс в безграмотности школьников означает расписаться в собственном пещерном мышлении. Сейчас уже, хочется надеяться, так могут говорить лишь совсем отсталые люди, чье использование интернета ограничивается бытовой перепиской в Ватсапе и «Инстаграме». 

Всякие глупости насчет пагубного влияния гаджетов идут от привычки некоторых людей перекладывать ответственность с себя на кого бы то ни было.

Я занимаюсь наблюдениями за ошибками и дисграфиями практически всю свою жизнь, так что хочу сказать: задолго до появления гаджетов и интернета количество дисграфиков в классах было такое же, как сейчас. В нашем классе из 30 человек только пятеро писали без ошибок, все остальные были обычными дисграфиками. Та же картина и сегодня.

Малограмотных всегда было в разы больше, чем идеально грамотных. Дисграфия практически всегда имеет эндогенную (внутреннюю, а не внешнюю. — Ред.) природу и не зависит ни от каких влияний: ни от «плохого» учителя, ни от введения ЕГЭ, ни от технического прогресса. Мнения насчет телефона и интернета, которые приводят недалекие люди (вроде того, что «там все пишут с ошибками, а потом мой внук запоминает эти ошибки и сам так пишет») не выдерживают никакой критики. Пора уже принять как данность, что интернет не источник ошибок, а неиссякаемый источник информации. Но, к сожалению, не только учащиеся, но даже многие родители сейчас не умеют им нормально пользоваться и думают, что телефонные приложения — это и есть весь интернет. 

Главные ошибки

— Нужно ли знать правила, чтобы грамотно писать?

— Еще раз хочу подчеркнуть, что грамотность человека не зависит от знания правил. Она зависит от других причин, которые находятся не в учебниках, а внутри черепной коробки. 

— Какие главные ошибки на письме встречаются у школьников? НН/Н, ТСЯ/ТЬСЯ, обособление причастного оборота? Можете по порядку рассказать об основных? Почему они возникают и как с ними бороться?

— Главные ошибки не только у школьников, но и у всех остальных людей — это не Н/НН и не запятые, а неумение себя вести на границах слов. Все эти ошибки идут в сторону пробелов. И почти никогда не бывает наоборот. Или вообще никогда. Никто не пишет вместе «иду ВМАГАЗИН, залез НАЁЛКУ, пришел СДРУГОМ». Таких ошибок не бывает. Где пробел — там всегда легко и трудности нет. Но зато все пишут вот так (это неправильно!): «вернусь НА УТРО», «бросил В ВЕРХ», «проиграли В СУХУЮ». 

Есть главный закон письма, которому я вас сейчас научу: ГДЕ ТРУДНО — ТАМ СЛИТНО! 

Пользуйтесь им. Наутро, вверх, всухую — трудные слова. Значит, слитно. А еще можно сделать проверку: взять и поставить их во множественное число: не получится! Нельзя сказать: вернусь наутры, бросил вверхи, проиграли всухие. А там, где было легко, там можно: иду в магазины, залез на елки, пришел с друзьями. 

Надо всегда следить только за слитной позицией. Только там можно ошибиться. Так что, где трудно, там слитно, и множественное число при проверке не получится. 

Всегда, если начинаешь думать и не уверен, выбирай слитный вариант. 

Очень много ошибок «в быту» (вывески, объявления и т. д.) делается в словах «ТАКЖЕ» и «НЕСМОТРЯ». И они всегда делаются в сторону ненужного пробела. Где трудно — там слитно! 

Для тех, кто опоздал

— Как быстро подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ, если ты 9–11 лет учился, но все равно пишешь с ошибками?

— К экзаменам можно быстро подготовиться по моей книге «Идеальная грамотность в экстремальных условиях», издательство «Питер», 2020. Она как раз для тех, кому нужно сдавать ОГЭ и ЕГЭ. Эта книга классная, веселая и увлекательная, я ею очень горжусь. В ней нет правил, есть алгоритмы, они простые, учить их не надо, они усваиваются интуитивно. Работают точно, как формула. В книге нет никаких примеров из классики, как в учебниках. Все примеры только мои собственные, во-первых, они написаны с учетом проработки необходимых для экзамена тем. А во-вторых, они очень смешные и в сатирическом ключе раскрывают многие проблемы нашего общества, так что скучно вам не будет. Никакими другими пособиями пользоваться не рекомендую. Там все то же самое, что в школьных учебниках, и все очень нудно и затянуто. 

— Из безграмотных детей часто вырастают безграмотные взрослые? В каком возрасте не поздно научиться грамотно писать?

— Дисграфия компенсируется. Растут новые нейроны, происходит укрепление нейропсихологического статуса. После 20 лет ее почти ни у кого не остается. Но у всех, кто в школе плохо учился по причине дисграфии, все равно в осадок выпадает много ошибок. 

У взрослых при обучении по нашей программе есть преимущество перед школьниками: им не надо идти в школу, где их снова будут грузить правилами. У взрослых устойчивый результат наступает на третий день обучения, и они сами это видят по тесту, который пишется на этом занятии. А на десятый день грамотность взрослого человека становится идеальной, включая самую сложную пунктуацию. 

Три закона письма

— Дайте несколько советов, как писать грамотно.

— Нужно освоить всего три закона письма, я называю их «тремя китами грамотности»:

    где трудно, там слитно (сидит ВПОЛОБОРОТА, пришел НАУТРО, смотрит ВСЛЕД, НЕСМОТРЯ на позднее время, семья НЕБОГАТАЯ, он НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ, до школы НЕДАЛЕКО);слова типа «ниоткуда, никакой, ничего, ни за кого, ни с кем, ни у кого» писать или в одно слово (никакой, ничей), или в три слова (ни с кем, ни у кого, ни за кого). Ни в коем случае не в два. И всегда только с НИ. Это в моей программе называется «гармошка», для ее усвоения используется несколько простых мнемонических приемов.трудные слова без проверки писать, как слышишь. Опора на речь: везде будет А или И (АрАнжИровка, прИвИлегия, эквИлИбрист, АрмАтура, нАвИгацИя). 

Для начала вам этого хватит, а дальше дело наживное. 

Все остальные «советы» (типа «переписывайте книги») крайне вредны.

Источник: znak.com

Рекомендованные статьи