Онлайн-образование в действии: как нанимать и обучать преподавателей

В России 2020 год принес рынку онлайн-образования – EdTech – рост в 35%, многомиллиардные сделки и огромное внимание. Все больше предпринимателей хотят открыть свой стартап в этой сфере.

Но начинающие игроки часто не задумываются о специфике такого бизнеса. Одна из проблем компаний, работающих онлайн, – работа с преподавателями. Как их найти? Нужно ли их учить? Какой у них должен быть за плечами опыт и как работать с ними? 

Обо всем этом рассказывает Елена Провозен, руководитель департамента преподавания и продукта образовательной компании MAXIMUM Education.

Онлайн-образование в действии: как нанимать и обучать преподавателей

Илья Голубев

Начните с главного: кто ваш идеальный преподаватель

Иногда все не так очевидно, как кажется. При поиске преподавателей бизнес всегда опирается на разные критерии, присущие конкретной сфере: для кого-то важен двадцатилетний опыт работы, кому-то принципиально важны преподаватели с регалиями: кандидаты наук и профессора университетов, кто-то подбирает преподавателей, у которых уже есть методическая база (это экономия на разработке продукта). 

В нашем случае (а наш основной бизнес – подготовка школьников к стандартизированным экзаменам), опыт и регалии не всегда равны качеству, поэтому мы отталкиваемся от другого. 

Когда мы определяли, как выглядит наш идеальный преподаватель, то задавали себе вопросы: «А кто были наши любимые педагоги?», «Почему к одним преподавателем в школе мы спешили на урок и с радостью делали домашнее задание, а на уроках других – засыпали». И выяснили, что от опыта работы все это никак не зависело. 

Любимый учитель для ученика– это человек, который:

    интересно преподносит материал (на его уроках не скучно);
    доброжелателен, рядом с ним приятно находиться;
    чуткий к ученику, переживает за него, готов пойти навстречу, помочь в вопросах, не связанных с предметом напрямую;
    является авторитетом для ученика, поддерживает атмосферу взаимного доверия и уважения

Однако мы хотим, чтобы ученику не просто нравились занятия, а чтобы от них был эффект. Поэтому есть ряд требований, о которых ученик не думает, но они важны для нас:

    умеет понятно объяснять, проверяет, что информация понятна, и на регулярно контролирует прогресс ученика;
    может сделать так, что информация действительно останется в голове ученика, то есть знает, как должен быть построен образовательный процесс;
    подходит к обучению комплексно, учитывает не только предметную часть, но и психологическую: уделяет время мотивации учеников, целеполаганию, может помочь с тайм-менеджментом, то есть рассказывает, не только что учить, но и как учить;
    готов постоянно учиться сам и хочет развиваться в преподавании.

Уделите время тщательной проработке аватара идеального преподавателя. Идеальный преподаватель должен быть не только экспертом, но и человеком, к которому захочется приходить учиться.

Учить ученого: нужно ли обучать преподавателя

Следует понимать, что разным проектам нужны разные эксперты. Преподаватель онлайн-школы для продакт-менджеров и преподаватель по подготовке к ОГЭ по химии – люди разные.

У них разные харды, разные софты, но, скорее всего, большинство начинающих преподавателей имеют кое-что общее – они не умеют преподавать онлайн, что доказали онлайн-занятия в школах в 2020 году, которые, между прочим, часто вели профессиональные педагоги с многолетнем стажем.

Что говорить о людях, которые никогда не учились базовым методикам преподавания? Если вы действительно хотите быть уверены в том, что преподаватель сможет донести свои знания и опыт до ученика – его обязательно нужно учить. 

Как учим преподавателей мы?

Все кандидаты, которые подходят нам по хардам (если кандидат хочет стать преподавателем истории, он сам должен сдать ЕГЭ по истории на 80+), попадают на обязательный курс преподавателей.

Это интенсивный курс занятий, на которых «курсанты» присутствуют онлайн и могут почувствовать себя учениками: увидеть методику, по которой строятся наши занятия, образ нашего преподавателя. 

Курс состоит из нескольких блоков: 

    Базовая методика преподавания (что такое преподавание, как задействовать учеников на занятии, почему урок не может быть лекцией, как удержать внимание онлайн, зачем преподавателю жестикулировать, как строить объяснение и подобное)

    Инструменты мотивации учеников. Наша цель – не просто сделать так, чтобы ученик на уроке хорошо провел время с приятным преподавателем. Наша цель – научить чему-то. Для этого в образовательный процесс нужен вклад самого ученика. На курсе мы рассказываем, как добиться того, чтобы ученик готовился к занятиям, выполнял домашнее задание и мог эффективно запоминать информацию.

    Дифференцированный подход. Все ученики разные, и нельзя одинаково работать с каждым из них. Поэтому необходимо рассказать будущим преподавателям особенности этой работы и продемонстрировать их на ярких примерах. 

Такой подход существенно снижает количество преподавателей на выходе (воронка у нас выглядит так: из всех преподавателей, которые откликаются на вакансию, выходят на работу лишь 3%), но те, кто остаются, как правило, работают с нами долго, к тому же их потом проще удерживать. 

Если вам важен образовательный результат ваших учеников, инвестируйте в обучение преподавателей. 

Как работать с преподавателями, чтобы они не уходили через месяц

Часто в онлайн-образовании преподавателей рассматривают в качестве людей временных, которых не обязательно онбордить, вовлекать в корпоративную культуру, прививать ценности компании.

Это точно не наша история, так как мы физически не хотим и не можем находить каждый год по тысяче новых преподавателей. Поэтому мы стараемся работать с каждым из них долго. 

Одним курсом преподавателей профразвитие не ограничивается.

Уже работающие преподаватели обязательно посещают профмероприятия, на которых мы организуем корпоративное обучение.

Это могут быть круглые столы, где преподаватели делятся своим опытом, тренинги, где мы освещаем дискуссионные вопросы, обмен опытом в виде отсмотра чужих уроков.

Такие мероприятия позволяют преподавателям улучшить свои навыки работы с разными учениками, обменяться опытом и показывать более высокие результаты. А еще почувствовать себя частью команды.  

Также мы стараемся мотивировать наших преподавателей, создавая для них рейтинги. Но тут нужно быть очень внимательным и, если вы хотите грейдировать ваших преподавателей, обязательно хорошо подумайте, как в итоге это скажется на мотивации большинства.

Казалось бы, в контексте ЕГЭ главный критерий для рейтинга, который приходит на ум – результаты учеников.

Если у одного преподавателя все сдали на 90+, а у другого на 70+, значит, первый лучше преподает? Мы с таким подходом не согласны.

Результат ученика во многом зависит от его изначального уровня и приложенных им усилий. Если ученик в начале курса писал ЕГЭ на 70, а в конце написал на 80, то такой прогресс значительно меньше, чем у ученика, который пришел с баллом 20, а написал на 70. 

Поэтому для нас объективными показателями оценки качества работы преподавателей являются:

    процент выполнения домашнего задания учениками (преподаватель либо может мотивировать ученика прикладывать усилия, либо нет);
    процент посещаемости;
    процент расторжений (когда ученик не доходит курс до конца);
    нагрузка (мотивировать одного ученика не так сложно, гораздо труднее одинаково хорошо мотивировать шестерых);
    оценка уроков по единым критериям.

Раз в квартал, анализируя эти показатели, мы выпускаем рейтинг. Преподаватели, оказавшиеся в топе, премируются. Цель рейтинга – поощрить работу преподавателей и мотивировать тех, кто пока не на вершине. 

Если вы хотите работать с преподавателями долго, не относитесь к ним как к временщикам. Онбордите, учите, мотивируйте – все как с обычными офисными сотрудниками. 

Стоит ли удерживать опытных преподавателей?

Обязательно. Очевидно, если вы вкладываетесь в преподавателя, и он уже много месяцев (а в идеале лет) преподает в вашей онлайн-школе, и у вас нет поводов для расставания с ним, его нужно удерживать.

Важные причины и дальше работать с опытными преподавателями: ресурсы, которые мы вложили в их развитие, и ресурсы, которые придется потратить на хантинг и обучение нового сотрудника. Есть и другие:

    Качество уроков опытного преподавателя выше, чем преподавателя-новичка;

    Вовлеченность и выполнение заданий учениками у опытных преподавателей выше;

    Процент расторжений (обратный индикатор Retention) – ниже, если они вообще есть.

И здесь последний пункт оказывает значительное влияние на финансовые показатели компании – чем больше в компании опытных преподавателей, тем меньше учеников хотят закончить обучение раньше и вернуть деньги. 

Чтобы преподаватель оставался и работал как можно дольше, мы даем ему возможность карьерного развития (становиться старшим преподавателем или тимлидером), даем ему возможность пробовать себя в смежных сферах (участие в методической работе, проведение мастер-классов), фиксируем его точки роста как на ежемесячном уровне, так и на уровне всего года.

Удержание опытных преподавателей – важная задача онлайн-школы. Научитесь находить к ним подход, мотивируйте их, и это поможет вам повысить образовательные результаты ваших учеников и, возможно, сэкономит деньги для бизнеса.

Как корабль назовешь, так он и поплывет. Если вы только задумываетесь об открытии онлайн-школы или находитесь на этапе запуска этого бизнеса рекомендую вам сделать одним из основных уникальных торговых предложений вашего проекта высокий уровень качества преподавания.

В условиях, когда маркетингом удивить сложно, качественное преподавание может в долгосрочной перспективе очень сильно повлиять на то, как к вам будут относиться ваши клиенты и, значит, на коммерческие результаты вашего бизнеса.

    Карьера

    Образование

    Менеджмент

    Команда

Источник: rb.ru

Рекомендованные статьи