Как выжить в Пекине без доступа к Alipay и WeChat Pay

Люди проводят больше времени в компании девайсов, а мобильные платежные платформы равномерно стают популярнее наличных. Не так давно китайские сервисы Alipay и WeChat Pay объявили о открытии собственных экосистем для иноземцев. Бизнес-репортер South China Morning Post Луиза Мун решила проверить это и нашла, что для людей остальных государств китайские платежные приложения как и раньше практически никчемны.

Как выжить в Пекине без доступа к Alipay и WeChat Pay

Александра Степанова

Китайский сервис Alipay не так давно запустил международную версию собственной платформы мобильных платежей, рассчитанную на приезжих. Приложение Tour Pass можно применять до 90 дней. Луиза Мун на три месяца приехала в Пекин из Гонконга, потому этот вариант ей подступал.

В прошедшем Луиза уже жила в столице Китая. Это было 5 годов назад, когда она обучалась в Пекинском институте. Тогда наличные еще были в ходу, проката велосипедов не было, а люди не заказывали завтраки из Starbucks через приложение в телефоне.

С того времени почти все поменялось: Китай в рекордные сроки стал фактически безналичным государством. По данным Народного банка Китая, размер мобильных платежей снутри страны в 2018 году составил 277,4 трлн юаней ($41,51 трлн) — этот показатель возрос в 28 раз за 5 лет.

В сегодняшний приезд Луиза не стала растрачивать время на открытие счета в местном банке и решила снять наличные со собственного гонконгского счета. Это решение оказалось не самым удачным — в крайнее время большая часть платежей в Китае совершается через телефон.

Почаще всего для этого употребляются два приложения: Alipay и WeChat со специальной функцией WeChat Pay, при этом способности сервисов не ограничивается платежами. Даже для входа в кабинет необходимо отсканировать QR-код через платформу WeChat — гигантскую соцсеть с 1 миллиардов юзеров за месяц, основанную технологическим гигантом Tencent.

На WeChat Pay и Alipay приходится наиболее 90% китайского рынка мобильных платежей. Для настоящего использования этих приложений нужен китайский номер телефона и счет в местном банке.

Выход интернациональной версии платформы мобильных платежей Alipay, основанной компанией Alibaba, был заявлен как реальный game changer: при работе с обслуживанием можно применять зарубежные номера и банковские карты. Наибольшая сумма пополнения счета — 2 тыщи юаней ($284,50) за раз.

У Луизы был гонконгский номер, который не считается зарубежным в Китае, потому ее автоматом перенаправили на местную версию приложения. Через некое время ей все таки удалось завести акк для приезжих — для этого она употребляла данные собственного отца, живущего в Великобритании. Луиза ждала, что это откроет ей доступ в мир мобильных платежей, но все оказалось не так просто.

По словам Alipay, интернациональная версия приложения обязана также поддерживать автоматический перевод средств торговцам — к примеру, при заказе пищи либо оплате (расчёту за купленный товар или полученную услугу) поездки в такси наподобие Uber. На практике оказалось, что доступ к подходящим мини-приложениям либо их отдельным функциям для иноземцев пока закрыт.

Не так давно Alipay расширила сферу деятельности, заключив соглашение с китайским производителем электромобилей Xpeng Motors. Компании желают вкупе создать систему авто платежей, при помощи которой можно будет рассчитываться за зарядку аккума и развлекательные приложения.

Пока популярнее другое приложение — WeChat Pay. Конкретно его почаще всего употребляют водители такси, а некие рестораны совершенно не принимают Alipay.

WeChat объявил, что предоставит обладателям интернациональных кредитных карт доступ к десяткам услуг, включая покупку продуктов через веб и оплату поездок. Луиза не один раз пробовала настроить приложение, но создать это не удалось — видимо, сервис еще не до конца готов.

Безналичный расчет — это еще больше, чем возможность заплатить за кофе при помощи Apple Pay. Китайские поставщики платежных услуг сделали целые экосистемы с мини-приложениями, в каких юзеры могут переводить средства знакомым, оплачивать счета, брать лотерейные билеты и заказывать доставку товаров. У всякого из их есть собственные приложения, но большая часть из их соединены с WeChat и Alipay и требуют от юзера завести счет в китайском банке.

Интернациональная версия Alipay совершенно подступает для туриста, прибывшего в Китай на пару недель — в этом случае она вправду дозволяет обходиться без наличных. Но если остаться в стране на наиболее длинный срок и испытать жить, как местные, возникает чувство некоторого барьера. Заказать доставку пищи в Meituan, испить кофе в Luckin Coffee (местной версии Starbucks) либо проехаться на арендованном велике Mobike быстрее всего не получится.

За прокат велосипедов недозволено рассчитаться наличными — блокировка с их снимается лишь опосля платежа по QR-коду. Изловить такси на улице тоже не так просто — машинку необходимо заказывать заблаговременно через особые приложения, связанные с платформами мобильных платежей.

Люди в Китае так привыкли к мобильным платежам, что внедрение наличных может приводить к неудобным ситуациям. «Когда я попробовала передать средства подруге, которая оплатила нашу совместную поездку на такси через WeChat Pay, она воскрикнула: “Пожалуйста, лишь не наличные!”», — ведает Луиза.

У баристы в кофейне не оказалось наличных, потому он не сумел выдать Луизе положенную сдачу. В другом кафе в аналогичной ситуации заместо средств ей предложили доп порцию брокколи.

На фоне остальных стран Китай смотрится реальным рекордсменом в сфере мобильных платежей. Но действительность такая, что у пользователя просто не остается остальных вариантов, не считая WeChat Pay и Alipay. В Гонконге ситуация смотрится по другому — там употребляются к тому же дебетовые карты Visa, Mastercard, American Express и наличные, потому системы мобильных платежей вырастают не так стремительно.

Источник.

Источник: rb.ru

Рекомендованные статьи